– Детям наверняка нравится молодой и активный учитель. Они доверяют вам?
– Всегда выстраиваю отношения с учениками на почве взаимоуважения. Панибратства с учениками быть не должно, а вот деловые партнёрские отношения – да. Главное, научить им детей. Я не армейский сержант, и у меня нет лютой дисциплины на уроке: предпочитаю, чтобы ребята слушали меня по своей воле.
– Как вам это удаётся? Всегда же находятся те, кому трудно сосредоточиться на уроке.
– Сейчас я преподаю историю в пятых классах, обществознание и историю в одиннадцатых классах, и подходы к ребятам разные. Но особых проблем с дисциплиной нет: из-за высокого конкурса дети в гимназии №9 нацелены на серьёзное обучение, особенно в старших классах. Старшеклассникам я даю тему урока, опираясь на реальные и интересные примеры, затем мы вместе обсуждаем спорные вопросы, и они делают тест. Главное, чтобы ребята учились критически фильтровать информацию и размышлять над ней. По их заинтересованным лицам и вопросам я понимаю, что им нравятся такие занятия.
Если материал захватывающий, вопросы дисциплины и удерживания внимания даже не возникают: дети даже не замечают, как проходит урок. Сегодня учитель строит занятие так, как кажется правильным ему – главное, чтобы был положительный результат. Поэтому я не понимаю педагогов, ругающих нынешние учебники и школьные программы.
– А как поступаете, если видите, что ученик на уроке засел в смартфоне вместо того, чтобы заниматься делом?
– Это плохо. Если ученик сидит в телефоне, значит, я что-то делаю не так и пора менять принцип ведения урока. Но случается такое редко. Вообще, сейчас администрация нашей школы думает, как реализовать выпущенные министерством образования России рекомендации по ограничению пользования смартфонами в школе. Конечно, у ребят должна быть возможность связаться с родителями. И создавая искусственную среду без смартфонов, не отдаляем ли мы тем самым школу от жизни? Гаджеты можно успешно вписывать в образовательный процесс. Просто тогда задания должны быть такими, чтобы дети работали над ними, а не находили за пару минут готовый ответ в Интернете.
– Ученики гимназии №9 постоянно участвуют в олимпиадах разного уровня и часто становятся их призёрами и победителями. Поделитесь секретом, как вы готовите ребят к олимпиадам ?
– Волшебного рецепта подготовки школьников к олимпиадам нет: всё упирается в способности ребёнка и его желание трудиться. Если с олимпиадой по истории дело обстоит полегче (важно глубоко изучать каждый период), то с обществознанием всё труднее: в каждом из пяти тематических блоков может попасться всё что угодно, причём из того, что в школьной программе не изучается. Поэтому я нацеливаю учеников на чтение дополнительной профильной литературы и решение олимпиадных заданий прошлых лет. Кто-то для подготовки занимается и с репетиторами, ведь победа в олимпиаде – шанс поступить на бюджет, особенно по гуманитарным наукам, где очень высокий конкурс. Мои ученики стабильно попадают в пятёрку лучших на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и истории. Но всё равно это лотерея, как и ЕГЭ. Однако ЕГЭ ограничен школьным курсом, поэтому готовиться к нему легче.
– ЕГЭ до сих пор многие критикуют, считая, что лучше вернуться к старой форме экзаменов…
– Чаще всего ЕГЭ ругают те, кто не очень хорошо знаком с ним. Да, он несовершенен, и вид, который сейчас приняла процедура его сдачи, заставляет понервничать. Но он охватывает весь школьный курс, поэтому лучшей формы проверки знаний я пока не представляю. Устный экзамен тоже неидеален: если человек вытянет билет с тремя вопросами и расскажет их на пятёрку, это не значит, что он хорошо усвоил весь школьный материал.
Михаил ФОМИН родился 11 сентября 1984 года в Свердловске. В 2001 году окончил СУНЦ Уральского федерального университета и поступил на исторический факультет УрФУ. С 2013 года работал в школе №36 в Екатеринбурге. С 2015 года работает в екатеринбургской гимназии №9, где преподает историю с обществознанием и исполняет обязанности заместителя директора школы по правовой работе.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».