Кирилл Дмитриев: «Россия привлекательна для инфраструктурных проектов»
4 августа 2014, 18:41
Крупные международные фонды считают Россию привлекательной для вложения средств, особенно в инфраструктурные проекты. В этом году Фонд прямых инвестиций готовится заключить несколько долгосрочных контрактов. Об этом в интервью телеканалу Россия-24 на форуме в Давосе рассказал генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев.
– Кирилл, вы уже не первый раз присутствуете на Давосском форуме. Чего ожидаете в этом году и какую программу в этом году представит РФПИ для иностранных инвесторов?
– В Давосе у нас очень обширная программа. Мы буквально в прошлом году заявили о программе "Инвестируйте в Россию", и в этом году мы ее резко усиливаем. Буквально сегодня начинают выходить очень важные информационные ролики на ведущих западных каналах, таких как CNBC и Блумберг, которые мы спонсируем, которые говорят о новых интересных фактах о России. Начиная с таких базовых, что Россия является 6-ой самой большой экономикой в мире, о чем инвесторы иногда забывают, и также рассказывая о том, что, например, валовый национальный продукт на душу населения вырос более чем в 3,5 раза за последние 12 лет. И поэтому мы активно рассказываем о России, в том числе в медийном пространстве. Сегодня у нас ожидается активный большой прием, на который подтвердилось более чем 300 ведущих инвесторов мира. И очень важно, что мы фактически создали площадку, которая стала уже ежегодной традицией, где мы собираем и суверенные фонды, и фонды прямых инвестиций, и вместе обсуждаем инвестиционные подходы, в том числе почему Россия привлекательна для инвестиций. И мы также рассказываем здесь о наших успехах: это о том, например, что мы привлекли в прошлом году 8 миллиардов долларов совместной платформы от ведущих инвесторов мира, что вместе с ними проинвестировали 2,8 миллиарда долларов в экономику России. Это очень важно, потому что инвесторы хотят видеть примеры. И также мы рассказываем о наших первых выходах. Как вы знаете, мы недавно вышли из небольшого пакета Московской биржи, и там доходность составила 23 процента годовых. Сегодня мы в первый раз объявляем о том, что мы в ближайшее время выйдем из нашего общего пакета в компании "Ростелеком", - порядка 8 процентов от нашего общего объема. И там доходность составит 33 процента годовых в рублях. Поэтому показываем инвесторам, что в Россию инвестировать выгодно, и есть очень много интересных секторов, где можно получить хорошую доходность.
– Интересно о планах РФПИ - какие-то глобальные, крупные сделки в 2014 мы увидим?
– Мы видим, что есть ряд секторов, где мы действительно можем делать крупные интересные сделки. Один из этих секторов – это сектор аутсорсинга. Как вы знаете, мы проинвестировали в компанию "MAYKOR", которая занимается аутсорсингом, и в компанию "Cotton Way", которая занимается аутсорсингом. И все, что связано с повышением эффективности, это для нас, безусловно, очень большой план на этот год. Мы также видим возможные крупные сделки в агросекторе, и мы буквально в ближайшее время объявим об очень большой интересной сделке в агросекторе, в секторе логистики. И также важно, что буквально все наши платформы с Абу-Даби, с Китаем, с Кореей, с Италией, с Японией в этом году будут объявлять большие, интересные, красивые сделки. Поэтому этот год будет годом реализации тех платформ, которые мы создали вместе с ведущими суверенными фондами мира, и с фокусом на инвестиции в инфраструктуру, в эффективность, в аутсорсинг – те сектора, которые, как нам кажется, будут сильно расти в России.
– Если говорить об инфраструктурных проектах, то сейчас инвестиции в эти проекты – это приоритет для нашего государства. И как раз привлечение в инфраструктурные проекты происходит через РФПИ, и также инвестирование средств ФНБ в инфраструктурные проекты происходит через Российский фонд прямых инвестиций. В этой связи у меня к вам два вопроса. Первый: насколько охотно сейчас идут инвесторы в наши инфраструктурные проекты? И второе: как происходит инвестирование средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты через РФПИ и на каких условиях?
– Во-первых, действительно Россия привлекательна для инфраструктурных проектов, и, как вы знаете, например, тот же департамент финансов Абу-Даби сказал, что вместе с РФПИ будет инвестировать 5 миллиардов долларов. Это те деньги, которые уже фактически подписаны как соглашение, что вместе с фондом департамента финансов Абу-Даби будем инвестировать в инфраструктуру России. Поэтому, безусловно, такие проекты как платные дороги, аэропорты, порты, вызывают очень значительный интерес. И очень важно, что часть бюджетных денег, которые бы инвестировал бюджет, мы замещаем суверенными деньгами других государств, частными инвестициями, и это приносит также дополнительную прозрачность и дополнительный фокус на эффективность инфраструктурных проектов. По ФНБ также одобрен механизм инвестирования части средств ФНБ через РФПИ. Это очень важный механизм, потому что фактически ФНБ может заходить в качестве долга, и в результате это будет очень защищенной инвестицией по ставке инфляции плюс 1 процент, а мы вместе с иностранными инвесторами будем инвестировать в капитал – соответственно, более рискованный транш этих инвестиций. И почему это привлекательно, потому что, во-первых, замещается часть государственных денег иностранными, во-вторых, проекты проходят всю экспертизу РФПИ и иностранных инвесторов, соответственно, являются более надежными и очень продуманными. И мы можем даже сказать о двух таких проектах, которые мы сейчас финализируем. Один с компанией "Ростелеком", где мы планируем резко ускорить строительство ШПД и интернет-инфраструктуры в малых и средних городах. Они планировали это делать в течение 10 лет. За счет наших средств и средств ФНБ это можно реализовать в течение трех лет. Было поручение президента, которое нацелено на то, чтобы малые и средние города России имели доступ к Интернету. И эти инвестиции с нашей стороны, со стороны наших иностранных партнеров позволят это резко ускорить. Второй проект – это проект с компанией "Россети", где мы планируем вместе с компанией "Россети" резко снизить издержки и потери при передаче электроэнергии – 10-12 процентов. И опять-таки средства ФНБ, которые будут в защищенной форме, потому что "Россети" будут гарантировать доходность на этот проект, как минимум, 8 процентов годовых в рублях, тоже будут надежно защищены. А проект позволит потерям в системе энергоснабжения быть гораздо меньше. И мы все это сначала запустим на базе пилотного проекта в Калининграде, а потом будем запускать также по всей стране. Поэтому механизм будет работать, и он позволит средства ФНБ инвестировать в защищенной форме, привлекая значимые инвестиции от иностранных партнеров.
– Еще для РФПИ одним из приоритетных является проект развития Дальнего Востока. Вам удается привлекать туда иностранных инвесторов, и в какие отрасли они идут охотнее?
– Задача инвестировать в Дальний Восток была поставлена перед нами буквально год назад, и за прошлый год мы осуществили 3 инвестиции, вложив вместе с партнерами чуть более 20 миллиардов рублей в Дальний Восток. И эти проекты будут доходны, они интересны – это и "Алроса", это и угольные месторождения, это и лесоперерабатывающая компания, в которую мы вложили. Поэтому мы планируем много инвестировать в Дальний Восток и в дальнейшем. Мы планируем, что инвестиции только от РФПИ в этом году составят, как минимум, 20 миллиардов рублей, и планируем привлечь еще 40 или 60 миллиардов инвестиций от наших партнеров. Очень важно, чтобы регион думал о доходных проектах, потому что только доходные проекты могут привлечь иностранных инвесторов. И, если иметь доходные проекты, то фактически есть неограниченный капитал, который может быть инвестирован в Дальний Восток, потому что это интересно Японии, Корее, и Китаю, и арабскому миру, и так далее. Поэтому мы сейчас активно работаем с регионом, чтобы сфокусироваться именно на этих доходных проектах. В Приморском крае обсуждаем инвестицию в платную дорогу совместно с губернатором Миклушевским. Мы считаем, что это может быть очень интересный проект. Обсуждаем ряд других инфраструктурных проектов в регионе и считаем, что это очень перспективно и действительно позволит региону быть все более и более востребованным для инвестиций.
– А если говорить о России, в целом. Здесь, в Давосе, много говорится об экономических прогнозах по России. В условиях "диетического" российского бюджета государство явно намерено снижать свою долю в экономике. Отсюда вопрос: когда госинвестиции снизятся, то что придет им на замену? У РФПИ накопился огромный опыт в плане привлечения иностранных инвестиций и механизмов работы с инфраструктурными облигациями, с суверенными фондами. Какие инструменты могли бы помочь сейчас привлекать больший объем средств в нашу страну?
– Мы за время нашего существования проинвестировали более чем 3,6 миллиарда долларов, из которых 850 миллионов пришло от РФПИ, а все остальное – это от наших партнеров. И сейчас у нас есть очень серьезный задел – это те 10 миллиардов долларов, которые в совместных платформах. Поэтому мы считаем, что частные инвестиции, иностранные инвестиции будут в гораздо больших объемах приходить в экономику. Президент Путин поставил очень серьезные задачи по повышению эффективности ряда секторов. И повышение эффективности означает, что, возможно, госкомпании будут продавать какие-то непрофильные бизнесы, будут привлекать инвестиции в какие-то непрофильные бизнесы. И здесь для нас, для наших иностранных партнеров есть очень много интересных возможностей туда инвестировать. Поэтому важно, что не только Россия этим занята. Многие страны Двадцатки видят одной из главных своих задач заместить часть госинвестиций, часть бюджетных денег частными деньгами. И очень важно, что Россия довольно активно создает инструменты для того, чтобы это происходило. Это и Российский фонд прямых инвестиций, который создан в рамках группы ВЭБ, и много других инструментов, которые создаются, – например, ЭКСАР, который занимается этим. Поэтому мы считаем, что частные инвестиции будут приходить, в том числе, возможно, в дочерние структуры или непрофильные бизнесы госкомпаний для повышения качества и эффективности управления.
– В этом разрезе как раз интересна новая концепция, которую подготовило Минэкономразвития, – концепция первоочередных мер социально-экономического развития. Министерство придумало, как поддержать экономику без помощи ограниченных ресурсов бюджета, – то есть ослаблять госрегулирование и поощрять конкуренцию. Насколько этот план эффективен, на ваш взгляд, как главы Российского фонда прямых инвестиций, занимающегося привлечением инвестиций в российские проекты?
– Да, очень важно, что государство в то время, когда, с одной стороны, оно помогает развитию бизнеса, очень важно, чтобы понимало, что без успешного функционирования бизнеса экономика просто не будет существовать. И поэтому создание правильных институтов, которые помогают бизнесу развиваться, многое из того, что делает Игорь Иванович Шувалов для того, чтобы целые индустрии привлекали инвесторов и там была бы больше конкурентность. Потому что нельзя считать, что государство, просто вкладывая деньги, решит все задачи. Важно, чтобы в регионах, и мы сегодня в Давосе очень много обсуждали роль регионов, и компаниях было четкое понимание, что если бизнесу не помогать, если не делать фокус на создании всех условий для того, чтобы бизнес активно развивался, рос и был конкурентоспособным, то экономика просто не сможет расти.
– Когда мы говорим про инвестора, мы имеем в виду российского инвестора или зарубежного инвестора? Я имею в виду внутренние источники для инвестиций: насколько они сейчас велики, есть ли в России такие возможности на достаточном уровне, или в плане инвестиций стоит больше ориентироваться все-таки на крупный зарубежный бизнес?
– Мы считаем, что внутренние инвестиции надо развивать. И есть деньги в пенсионных фондах, страховых компаниях, которые, в общем, могли бы быть инвестированы в рост, если бы было больше правильных инструментов для этого инвестирования. И мы, в частности, работаем активно с думой, Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, как такие инструменты создавать. Потому что на самом деле есть очень большие запасы инвестиционные в наших пенсионных фондах и в страховых компаниях, которые слишком сильно ограничены и не позволяют во многом быть инвестированными в инфраструктуру. Поэтому создание внутреннего инвестора – это важнейшая задача, и без того чтобы и внутренние инвесторы инвестировали в Россию, очень сложно убеждать иностранных. Поэтому те капиталы, которые накоплены в пенсионной системе, безусловно, должны быть инвестированы в более доходные, более инфраструктурные проекты, и это поможет внутреннему инвестору быть еще более сильным.
– В плане инвестиций сейчас особенно интересна не только инфраструктура, но и инновации, и IT-сектор. Вложения в инновации гораздо более рискованные, но зато работа на будущее, чтобы не оказаться в числе отстающих стран. Интересно, насколько сейчас активно инвестор идет именно в этот сегмент, как РФПИ работает сейчас в этом направлении?
– Не секрет, что многие ведущие российские предприниматели создали международные интернет- и IT-компании, которые очень успешны. В том числе ряд инвесторов, такие как Юрий Миллер, успешно инвестируют по всему миру в интернет-бизнесы, в том числе и в России, где такие компании как "В контакте" и ряд других очень активно растут. Поэтому мы считаем, что интернет- и IT-бизнес очень интересны, мы сами проинвестировали в компанию "МAYKOR", которая занимается аутсорсингом. Возможны налоговые послабления, которые были бы полезны для рынка аутсорсинга программного обеспечения, который очень активно растет в России. Там созданы уже миллиарды долларов стоимости буквально за последние два года, именно только в этом сегменте. Поэтому мы считаем, что этот сектор крайне перспективен. Важно, чтобы ему давали активно развиваться, потому что умные российские программисты, IT-специалисты крайне востребованы, и важно, чтобы этот сектор рос.
– Кирилл, у меня к вам последний вопрос по поводу последней, очень крупной сделки Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). У вас буквально на днях подписана крупная, масштабная сделка: я имею в виду совместные инвестиции с ЕБРР в компанию "Cotton Way" на 3 с лишним миллиарда рублей. Интересно какие-то подробности этой сделки узнать.
– Мы верим, что эффективность – это одна из главных задач, которые стоят перед Россией. И, инвестируя в компании, которые повышают эффективность других бизнесов, можно получать хорошую доходность. Компания "Cotton Way" фактически обеспечивает аутсорсинги РЖД и ряда других структур по стирке и аренде белья. Сейчас активно развивается и идет на рынок госпиталей и других услуг, где они могут быть гораздо более эффективны с точки зрения прачечных услуг. И вроде кажется очень такой смешной рынок – прачечные услуги, – но в нем есть громадный потенциал, потому что, инвестируя в очень эффективные прачечные услуги, можно резко повышать эффективность этого для ряда компаний. Поэтому мы дальше будем инвестировать в подобного рода бизнесы, потому что мы верим, что, инвестируя в те бизнесы, которые повышают эффективность, можно получить хорошую доходность, и при этом это крайне полезно для России. И мы видим, что компания "Cotton Way" очень активно растет и будет активно расти в различных сегментах, связанных с медициной и с другими секторами.
– А здесь, в Давосе, будут какие-то крупные сделки подписаны?
– Мы будем работать над рядом сделок, но мы объявим о них позже, потому что и так у нас довольно много новостей для Давосского форума. Сегодня, например, на нашем приеме будут инвесторы более чем на 5 триллионов долларов, поэтому мы с ними активно работаем и убеждаем их инвестировать в Россию, и смотрим, мало того, не только на инвестиции в Россию, а, может быть, даже на какие-то совместные инвестиции в страны СНГ и другие страны. Спасибо.
– Кирилл, я вам желаю удачи. Большое спасибо за интервью.