В каких случаях плательщику не могут быть возвращены излишне уплаченные денежные средства по услугам Управления?
5 июля 2023, 14:17
Фото: Управление Росреестра по Свердловской области
Основания для возврата (частичного возврата) денежных средств либо отказа в их возврате установлены Налоговым кодексом РФ (для госпошлины за государственную регистрацию прав) и приказом Росреестра от 13 мая 2020 г. № П/0144 (для платы за предоставление сведений из ЕГРН).
Вместе с тем имеются и такие случаи, когда Управлением принято решение о возврате денежных средств, но он не может быть осуществлен по одной причине – заявление подано лицом, не являющимся плательщиком денежных средств.
Кто является плательщиком?
Понятие «плательщик» при возврате госпошлины и платы за предоставление сведений из ЕГРН будет разным.
- При возврате госпошлины плательщиком является тот, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие, т.е. регистрируется право, а не тот, кто оплатил пошлину. В платежном документе такое лицо указывается в «назначении платежа», - подчеркивает заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области Лариса Шатунова.
Если плательщик желает вернуть пошлину иному лицу, то к заявлению необходимо приложить нотариально удостоверенную доверенность от самого плательщика на право подачи иным лицом заявления о возврате госпошлины и ее получения.
Важно! Если плательщиком госпошлины является несовершеннолетний ребенок, то родителю, уплатившему госпошлину, к заявлению достаточно приложить копию свидетельства о рождении.
В чем принципиальное различие при подаче заявлений о возврате госпошлины и возврате платы?
В лице, которое имеет право на подачу заявления и получение денежных средств.
- При возврате госпошлины, как уже было сказано, – это лицо, в отношении которого регистрируется право, независимо от того, кто оплатил пошлину.
- В случае возврата платы, все наоборот: заявление подается тем лицом, с банковского счета которого был произведен платеж, или которое внесло наличные средства, не зависимо, в отношении кого подавался запрос.
Если в платежном документе указано ФИО двух физических лиц либо вообще не указано ФИО?
- В случае если в платежном документе указано ФИО двух физических лиц (осуществившего платеж и в отношении кого подан запрос) либо вообще не указано ФИО, к заявлению о возврате платы в обязательном порядке необходимо приложить письмо банка на официальном бланке с подписью руководителя и печатью банка, подтверждающее, что физическое лицо, подавшее заявление, является плательщиком по данному платежному документу, - говорит начальник финансово-экономического отдела Управления Елена Шибаршина.
Как и кому осуществляется возврат платы?
Только тому физическому лицу, кто будет указан в письме банка в качестве плательщика. При отсутствии такого письма казначейством будет отказано в возврате платы.
Как и в случае с госпошлиной, при желании плательщика вернуть плату иному лицу, к заявлению необходимо приложить нотариально удостоверенную доверенность от плательщика на право подачи иным лицом заявления о возврате платы и ее получения.
- При возврате, по запросу, поданному в отношении несовершеннолетнего лица, имеется следующая особенность: если в платежном документе, не указано ФИО родителя, как плательщика денежных средств, тогда к заявлению необходимо приложить письмо банка на официальном бланке с подписью руководителя и печатью банка, подтверждающее, что родитель, подавший заявление, является плательщиком по данному документу.
Копии свидетельства о рождении ребенка в данном случае будет недостаточно!
Помимо перечисленных случаев невозможность осуществления возврата денежных средств может быть обусловлена следующими причинами:
- неверное или неполное указание банковских реквизитов плательщика для возврата (наименование банка, БИК банка, расчетный (лицевой) счет). Бывают случаи, когда заявителем указывается счет, который по условиям банка не предусмотрен для возврата, либо указывается номер банковской карты, а не ее счет. При возврате денежных средств необходимо указывать счет банковской карты, состоящий из 20-ти цифр;
- отсутствие в заявлении реквизитов (даты, номера) платежного документа, по которому плательщик желает вернуть денежные средства, при этом платежный документ (его копия) к заявлению также не приложен;
- заявление подано в электронном виде, но не подписано электронно-цифровой подписью. Все заявления, поданные в электронном виде (по электронной почте, через сайт либо личный кабинет), в обязательном порядке должны быть подписаны электронно-цифровой подписью плательщика. В случае отсутствия такой подписи заявление может быть подано через офис МФЦ либо посредством почтового отправления.
В любом случае, при невозможности осуществления возврата плательщику направляется письмо с указанием причины, по которой возврат не может быть осуществлен.
Для связи с плательщиком и оперативного решения возникших вопросов - в заявлении рекомендуется указывать адрес электронной почты и номер телефона.
По вопросу порядка возврата денежных средств можно обращаться по телефонам: 8(343)375-40-79, 8(343)375-98-40, 8(343)375-39-32, 8(343)375-39-30.