Новоуральский Форум школ искусств объединил 18 регионов России
4 декабря 2021, 04:27
В работе Форума приняли участие 94 представителя школ искусств 35 муниципальных образований 18 регионов России
1-2 декабря 2021 года в Детской школе искусств Новоуральска состоялись события Всероссийского онлайн-форума «Школы искусств: уникальные проектные решения и успешные практики достижения национальных целей в регионах России и городах Росатома».
Одни из главных задач Форума – обозначить первостепенные пути адаптации деятельности школ искусств в направлении достижения национальных целей, обсудить актуальные проблемы текущего образовательного формата учреждений дополнительного образования, вопросы цифровизации и развития волонтерства, обменяться успешным опытом локальных проектных решений.
Организаторы Форума традиционно предложили участникам разнообразную программу, включающую дискуссию по объявленной теме, концертную программу известного пианиста Михаила Лидского, лекцию, посвященную проблемам фортепианной педагогики, серию открытых мастер-классов в комбинированном формате.
Концепцию проведения Форума поддержали: Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования Свердловской области, Отдел культуры Администрации Новоуральского городского округа, программа «Территория культуры Росатома», представители высшей школы и академических структур, педагогического сообщества школ искусств регионов России и общественности.
В работе Форума приняли участие 94 представителя школ искусств 35 муниципальных образований 18 регионов России (Астраханская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Курская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Красноярский край, Удмуртская Республика).
1 декабря программа Форума началась с онлайн дискуссии по вопросам, обозначенным в названии события. Экспертами пленарного заседания выступили крупнейшие российские ученые, руководители департаментов правительственных учреждений, региональных и муниципальных органов управления в сфере культуры. руководители и преподаватели учреждений дополнительного образования.
Модерацию дискуссии осуществлял Никита Геннадьевич Мерзлов, директор Детской школы искусств Новоуральска, депутат Думы Новоуральского городского округа, председатель совета председателей советов директоров методических объединений Свердловской области, руководитель секции дополнительного образования программы «Территория культуры Росатома».
С приветственным словом и пожеланиями плодотворной работы к многочисленной интернет-аудитории обратилась главный специалист Отделом культуры Администрации Новоуральского городского округа Ольга Сергеевна Лисицина.
Рабочую часть дискуссии открыло выступление ведущего эксперта Форума – Ольги Николаевны Астафьевой, доктора философских наук, профессора, директора научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», заместителя заведующего кафедры ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заслуженного работника Высшей школы РФ, Лауреата премии Правительства РФ в области культуры. Ольга Николаевна обозначила социокультурные задачи и проблемы в условиях периода цифровизации общества, рассмотрела положительные и отрицательные стороны цифровых инноваций, акцентировав внимание аудитории на одной из основных угроз современного общества – разрыве социальных коммуникаций.
Ольга Владимировна Шлыкова, второй ведущий эксперт Форума, доктор культурологии, профессор кафедры ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заместитель директора центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», продекларировала концептуальные аспекты миссии образовательных учреждений культуры в контексте современных цифровых трендов. Ольга Владимировна рассказала об особой роли музыкальных школ закрытых городов в трансляции мирового художественного контента, отметила обширный и успешный опыт проектной деятельности Детской школы искусств Новоуральского городского округа и призвала участников дискуссии активнее подключаться к распространению собственного проектного опыта на многочисленных онлайн площадках России.
Никита Геннадьевич Мерзлов в своём выступлении представил практику участия Детской школы искусств Новоуральска в грантовых проектах, рассмотрел вопросы разработки проектных пакетов, сложности их реализации, фактические возможности и благоприобретения.
Директор детской школы искусств ЗАТО Северск Евгений Владимирович Поспелов рассказал о целях и задачах проекта «Межрегиональный Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Палитра талантов». Евгений Владимирович особо отметил положительные моменты дистанционного формата подобных конкурсных мероприятий в условиях ограничительных мер, пригласил к участию в фестивале все территории России, а экспертов Форума к работе в качестве членов жюри.
Преподаватель Детской школы искусств №2 им. И.Я. Паницкого города Балаково Саратовской области Елена Степановна Пашковская рассказала об эффективности работы с родителями обучающихся на примере таких школьных проектов как ежегодный открытый академический концерт - праздник «Музыкальная семья». Погружение родителей в образовательный процесс, их непосредственное участие в той или иной форме в творческой деятельности ребенка – факторы успешного освоения обучающимися образовательных программ в сфере искусства.
Об опыте внедрения учебного предмета «Компьютерная графика» рассказала педагог дополнительного образования Детской художественной школы города Димитровграда Ульяновской области Анна Владимировна Комарова. Анна Владимировна поделилась перспективами участия образовательного учреждения в грантовом проекте, результатом чего стало расширение инновационных образовательных технологий в сфере изобразительного искусства.
Руководитель программы «Территория культуры Росатома», Советник Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Конышева Оксана Васильевна в своем выступлении «Лидеры социальных изменений. Добровольческие проекты и практики на территориях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» призвала к объединению творческих сил образовательных учреждений и постоянному обмену опытом проектных решений с целью эффективной деятельности не только в текущем пространстве ограничительных мер, но и в грядущем постковидном периоде. Оксана Васильевна особо отметила постоянную заботу ГК «Росатом» о всей системе дополнительного художественного образования в городах присутствия, обозначила ближайшие планы отраслевой программы «Территория культуры Росатома» и обратилась к аудитории с пожеланиями активного сетевого взаимодействия, творческого горения и здоровья, тем самым закрыв дискуссионную площадку Всероссийского онлайн-форума.
В рамках дискуссии прозвучали доклады на темы:• Цифровые инновации: риски и пути их преодоления• Уникальные культурные практики в регионах России• Лидеры социальных изменений. Добровольческие проекты и практики на территориях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»• Грантовые конкурсы и проекты как технологии развития ДШИ• Успешный проект «Межрегиональный Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Палитра талантов»• Опыт взаимодействия с родителями в учебном процессе• Опыт внедрения учебного предмета «Компьютерная графика» в дополнительном художественном образовании
Вечером 1 декабря события Форума продолжились концертом фортепианной музыки. Великолепный музыкант, доцент кафедры специального фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Михаил Лидский представил публике три последние сонаты Л. Бетховена. Данная программа является частью уникального проекта «Все фортепианные сонаты Бетховена», представленного М. Лидским в недавний юбилейный год великого композитора. Гениальная музыка, поражающая невероятностью форм, загадочностью музыкального содержания, трагедийностью и чистотой в исполнении Михаила Лидского, одного из ведущих российских пианистов, признанного интерпретатора произведений Бетховена, восхищала глубиной и актуальностью.
2 декабря состоялась лекция Михаила Лидского о проблемах воспитания художественного вкуса в историческом аспекте, после которой прошли мастер-классы с юными пианистами. Крайне важно в непростом периоде частых смен очной и дистанционной форм обучения юным музыкантам получать возможность «живого» общения с мастером, в условиях традиционного обучения. Доцент кафедры специального фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Михаил Лидский отметил хорошую слуховую, исполнительскую и теоретическую подготовку ребят, что особенно ценно в условиях дистанционного обучения.