Как учитывают интересы бюджетных учреждений при вёрстке бюджета?
16 сентября 2019, 12:03
Фото: Владимир Мартьянов
На прошлой неделе в областном министерстве финансов стартовали заседания согласительной комиссии по формированию областного бюджета. Как ранее писала «Облгазета», в преддверии внесения проекта закона о бюджете в Заксобрание, свои нужды и чаянья представителям минфина и депутатам ЗССО рассказывают главы муниципалитетов. Несколько руководителей бюджетных учреждений, с которыми взаимодействует наша редакция, поинтересовались, почему на такие заседания не приглашают их?
Кто принимает «сигнал»?
Первым делом мы задали этот вопрос представителям министерства финансов. Как сообщила пресс-секретарь минфина Арина Батурина, интересы бюджетных учреждений представляют органы власти, которым те подведомственны:
– Если это муниципальные бюджетные учреждения, то этим вопросом занимается администрация каждого муниципалитета. Если учреждения имеют статус областных, их интересы представляют областные органы власти.
Как правило, многие просьбы муниципальных бюджетных учреждений удаётся решить на местном уровне. До согласительной комиссии доходят самые острые. Например, если учреждение нуждается в срочном проведении капремонта. Как рассказал «Облгазете» глава Кировградского ГО Александр Оськин, в его муниципалитете действует система так называемых балансовых комиссий, взятая на вооружение из практики работы предприятий УГМК. В состав комиссии входят представители финансового блока администрации, профильные заместители главы и депутаты. Интересы учреждений представляют руководители, а также главный бухгалтер учреждения и заместитель директора по хозяйственной части.
– Подобные собрания у нас проходят каждые полгода, – говорит Александр Оськин. – Каждое из учреждений приходит, предоставляет подробную информацию о необходимых тратах – вплоть до расходов на электроэнергию – и доказывает их необходимость. Комиссия на основе трат в прошлые периоды и эффективности учреждения принимает решение, какие предложения могут быть одобрены и в каких случаях нужна помощь области.
Аналогичным образом решается и судьба учреждений, подведомственных органам власти Свердловской области. Например, в случае с учреждениями, подведомственными министерству образования и молодёжной политики, размер выделяемых на хозяйственную деятельность субсидий также зависит от трат учреждения в прошлые года.
– Здесь учитываются расходы на оплату труда работников с учётом всевозможных начислений, затраты на общехозяйственные нужды, на коммунальные услуги и услуги связи, на приобретение материальных запасов, на приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью, не превышающей 200 тысяч рублей, на текущие ремонты стоимостью, не превышающей 500 тысяч рублей, и прочие, – рассказала представитель департамента информполитики области Юлия Воронина.
Далее образовательные учреждения сами решают, как распоряжаться деньгами, в том числе полученными не из бюджета. Есть у такой самостоятельности и обратная сторона: заведение полностью отвечает за своевременность расходов и состояние своего имущества.
Проверка «связи»
В свердловском Заксобрании пояснили, что у руководителей учреждений есть возможность самостоятельно проверить, учтены ли их чаянья в проекте закона о бюджете, и доказать их необходимость. Как рассказал председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Законодательного собрания Свердловской области Владимир Терешков, директора могут присутствовать на заседаниях комитетов и рабочих групп, где обсуждается уже проект бюджета, внесённый министерством финансов. Вопрос решается во взаимодействии с профильным комитетом.
– Например, комитет по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды может пригласить на свои заседания представителей крупных агропромышленных предприятий. Обычно к обсуждению приглашаются те, чьё мнение особенно важно, – говорит Владимир Терешков. – Но мы – сторонники открытого обсуждения. На них может прийти любое заинтересованное лицо.
Напомним, проект закона о бюджете должен быть внесён на рассмотрение в Заксобрание области до 1 ноября текущего года. Как правило, первое чтение бюджета проходит в ноябре, второе и третье – в декабре. Предложенные после первого чтения бюджета поправки учитываются в итоговой редакции закона. Те важные предложения, которые в текст закона не попадают, прописывают в специальном постановлении Заксобрания – в случае появления дополнительных доходов областной казны они должны быть профинансированы.
- Опубликовано в №168 от 17.09.2019