«Ельцина у нас украли»
29 января 2016, 21:49
- Опубликовано в №016 от 30.01.2016
«Я родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области, где жили почти все мои предки», — написал в 1990 году в своих мемуарах «Исповедь на заданную тему» Борис Ельцин.
Те, кто не углублялись в изучение биографии первого Президента России, до сих пор так и считают. Но на самом деле родился Ельцин в 13 километрах от Бутки — в селе Басмановском. Накануне юбилея Бориса Николаевича (в понедельник ему бы исполнилось 85 лет) «ОГ» побывала на настоящей Родине первого Президента России, отыскала его родственников и выяснила, почему он предпочёл скрыть своё истинное место рождения.
Дом, где жили Ельцины, сейчас принадлежит семье из Екатеринбурга. Басмановцы хотят избу выкупить. Фото: Александр Исаков
От Екатеринбурга до Басмановского 270 километров. Если от Екатеринбурга до Талицы путь вымощен колеями да ухабами Тюменского тракта, то от Талицы к селу ведут 50 километров практически идеального асфальта. Местные говорят, что дорогу сделали ещё в конце 70-х по личному указанию Бориса Ельцина, который тогда был первым секретарём Свердловского обкома КПСС. Дорога эта прокладывалась с использованием новейших на тот момент технологий, поэтому на ней до сих пор нет ни единой колеи. На подъезде к Бутке автомобилистов встречает масштабное изображение улыбающегося Бориса Ельцина с подписью «Добро пожаловать на родину первого Президента России!» В самом селе есть улица, названная в его честь. Правда, никакого отношения к Борису Николаевичу она не имеет — просто она в селе центральная. А дом, где жили Ельцины, находится по адресу переулок Короткий, 1.
В село Басмановское Ельцин приезжал неоднократно. Даже став первым секретарём Свердловского обкома КПСС, малую родину не забывал. Неизвестный фотоограф
«Это он вам Борис Николаевич, а мне — Борька!»
От Бутки до Басмановского ведут 13 километров нерасчищенного асфальта. Ни на подъезде к селу, ни в самом селе нет ни единого намёка на то, что именно здесь родился Ельцин. Ни вывесок, ни табличек. Подъезжаем к зданию Дома культуры, где нас встречает заведующая Татьяна Гомзикова, в чертах лица которой невозможно не заметить сходства с Борисом Николаевичем.
Наина Иосифовна Ельцина (в центре) лично пригласила родственниц Бориса Николаевича Татьяну Гомзикову (слева) и Галину Загоскину на открытие Ельцин-Центра. Неизвестный фотограф
— Да, я его родственница, — признаётся Татьяна Александровна. — Моя бабушка — его родная тётка по отцовской линии. Вообще все его родственники живут у нас на селе. И сам он родился не в Бутке, как многие считают, а здесь — в Басмановском. Церковь, где крестили Бориса, находилась на месте нашего Дома культуры. До 1932 года хозяйство Ельциных было весьма и весьма крепким — они имели достаточно земли, водяную и ветряную мельницы, скот. Но в 1932 году их раскулачили и отправили в Бутку.
— Хоть Борис Николаевич и прожил в Басмановском всего один год, он в сознательном возрасте, даже когда занимал должность первого секретаря Свердловского обкома КПСС, наведывался к нам часто. У него же все родственники именно здесь жили, а не в Бутке, — подключилась к разговору жена троюродного брата Ельцина, бывшая глава басмановской управы Галина Загоскина. — Помню, как бабушка Акулина встречала его на дороге. Радовалась: «Ой, Борька при-ехал!» Мы ей: «Бабушка, он Борис Николаевич». А она в ответ: «Это он вам Борис Николаевич, а мне — Борька». Как бы мало времени у него ни было, он всегда подходил к Акулине, обнимал её, интересовался здоровьем. Она ему наготовит всего, но он за стол не проходил — выпьет только стакан молока с калачом и — прощаться.
Благодаря Борису Николаевичу в Басмановском появился двухэтажный каменный детский сад. О строительстве он распорядился, когда был первым секретарём. К садику пристроен бассейн, правда, он так и не заработал.
Фото: Александр Исаков
«На нашей стороне Наина Иосифовна»
— Если Борис Николаевич родился здесь и любил свою малую родину, почему в мемуарах фигурирует Бутка? — спрашиваю у родственниц Ельцина.
— Он начинал выстраивать свою карьеру по партийной линии, — отвечает Галина Загоскина. — О том, что у него была зажиточная семья, которую к тому же раскулачили, он не распространялся. Если бы об этом узнали, то это могло загубить его карьеру. Поэтому, думаю, он и сказал когда-то, что родился в Бутке, где его семья уже жила не в зажиточном статусе. Так и привязалось, а отказываться после этого от своих слов он не стал.
— А вам не обидно?
— Обидно! Очень! — расстраивается Татьяна Гомзикова. — Два года назад в Бутке открывалась выставка, посвящённая Борису Николаевичу. Я была на открытии, и между мной и местными жителями даже спор завязался. Они говорят: «Наш Ельцин». А я им: «Да вы у нас его украли». Что, спрашиваю, у вас в Бутке есть, кроме мемуаров, которые он вам подарил, и фотографии, что висит в вашей школе? А у нас…
В Басмановском сохранился дом, в котором Борис Николаевич провёл первый год своей жизни.
— Этот дом недавно за материнский капитал выкупила семья из Екатеринбурга, — показывает на деревянную избушку Татьяна Гомзикова. — Правда, они там не живут. Постоянно в разъездах по заграницам. Сейчас, например, зимуют в Индии. Думаю, они и не знают, что в этом доме жила семья Ельциных. У нас есть идея выкупить у них этот дом и открыть там музей. Мы не против и улицу Мичурина, на которой он находится, переименовать в честь Ельцина. Думаю, народ не будет против.
Как говорит Галина Загоскина, в споре об истинной родине Бориса Николаевича на их стороне и Наина Ельцина. В конце прошлого года она пригласила Галину и Татьяну на открытие Ельцин-Центра.
— Когда мы пришли, она отвела нас в сторону и сказала, что Борис Николаевич очень много рассказывал ей о своих родственниках, о Басмановском, — вспоминает Галина Зотеевна. — А 30 декабря она позвонила мне, чтобы поздравить нас с Новым годом. Также дала нам задание: найти могилки дедушки и бабушки Бориса Николаевича, чтобы установить там памятники.
Также Наина Иосифовна посоветовала им без стеснения обращаться за помощью в Фонд Ельцина, который регулярно финансово помогает селу Бутке.
— Мы тоже несколько раз просили помощи у Фонда, но стараемся не наглеть, — говорит Татьяна Гомзикова. — Ельцинский фонд выделял нам 600 тысяч на строительство церкви. Помогли со школьным автобусом, который собирает детей из трёх близлежащих сёл и привозит в нашу школу. Также Фонд оборудовал компьютерный класс в школе. Сейчас мы думаем попросить средства на ремонт нашего Дома культуры. Здесь у нас все мероприятия проходят: от концертов до поминок. А здание уже шаткое.