«Нашу северную агломерацию не разорвать»

5 августа 2019, 19:30
Магнит с видом краснотурьинского трамвая – распространённый сувенир. Фото: Павел Ворожцов

Магнит с видом краснотурьинского трамвая – распространённый сувенир. Фото: Павел Ворожцов

Северные уральские города не часто попадают в объективы СМИ. Добираться до них из Екатеринбурга далеко, да и поводов особых нет, рассуждают журналисты. «Облгазета» решила исправить ситуацию и преодолела почти 400 км, чтобы увидеть, как живёт один из крупнейших городов уральского севера – Краснотурьинск. Глава территории Александр Устинов подробно рассказал, с какими проблемами сталкиваются люди вдали от центра области, и почему уехавшие из города семьи вновь возвращаются в родные края.

Общая территория – общие проблемы

– Александр Юрьевич, у Краснотурьинска много соседей – Карпинск, Североуральск, Серов, Ивдель. Как складываются отношения?

– Без преувеличения могу сказать, что все муниципалитеты Северного управленческого округа – одна большая, дружная семья. Каждый месяц главы округов, включая меня, встречаются на выездном совещании на одной из наших территорий. Обсуждаем вопросы, касающиеся всех – здравоохранение, городская среда, транспорт, нацпроекты. Делимся опытом друг с другом, смотрим, у кого какие «изюминки» есть. Дважды такое совещание проходило у нас. Мы показывали культурную сферу. В Краснотурьинске на 60 тысяч жителей есть две музыкальные школы, художественная и хореографическая, а также училище искусств и театр кукол. Училище для нас особенно ценно – выпускники музыкальной и художественной школы могут получить в нём средне-специальное образование, не уезжая из родного города. Как следствие – учреждения дополнительного образования регулярно получают новые молодые кадры.

Хореографическая школа, Краснотурьинск
Фасад здания хореографической школы украшает пара танцующих. Фото: Павел Ворожцов

– То есть об агломерации северных городов можно говорить смело?

– Да. Фактически эта агломерация уже существует. Все северные муниципалитеты области, в том числе Краснотурьинск – это моногорода, зависящие от градообразующих предприятий. Вдобавок мы географически располагаемся близко друг к другу – в 12–50 километрах. И нашу агломерацию не разорвать. Североуральск добывает бокситы для нашего Богословского алюминиевого завода (БАЗ). Серов – это железнодорожный узел, через который идут все грузы. Карпинск – это трудовые ресурсы для предприятий, а Краснотурьинск – трудовые ресурсы для Карпинска. Волчанск раньше добывал уголь для Богословской ТЭЦ, а сейчас многие жители перешли работать к нам на БАЗ. Между округами есть, конечно, конкуренция – в спорте, в творческих мероприятиях. Но эта конкуренция – добрая, светлая.

Устинов Александр Юрьевич, Краснотурьинск
Богословский алюминиевый завод – главное предприятие Краснотурьинска. Фото: Павел Ворожцов

– В СМИ северные города часто называют депрессивными. Обидно?

– Раньше в этом была доля истины, но сейчас ситуация меняется. У всех северных муниципалитетов есть одна большая проблема – демография. Смертность у нас превышает рождаемость, несмотря на государственные меры поддержки семей. Когда я избирался главой городского округа в 2013 году, у нас было порядка 50 тысяч избирателей зарегистрировано. А сегодня – только 47,5. Многие жители уехали поближе к центру области, но с недавнего времени стали возвращаться. Несколько семей из Екатеринбурга к нам приехали из Германии даже. Да, у нас не юг с тёплым морем и мягким климатом. Но мы по-своему хороши.

Устинов Александр Юрьевич, Краснотурьинск
Скульптура девушки на городской набережной – символ реки Турья. Фото: Павел Ворожцов

– Чем?

– У нас замечательная природа, сказочные зимы. В отличие от мегаполисов есть ощущение уюта и безопасности. Люди любят и умеют работать, относятся к жизни проще, добрее. На примере Краснотурьинска могу сказать, что если раньше после Дня металлурга мусор с площади грузовиками вывозили, то теперь его практически нет. Во дворах горожане сами благоустраивают клумбы. Весной вместе с работниками предприятий и администрации убирают берега реки Турьи. Растёт число волонтёров, которые ежегодно ухаживают за ветеранами, инвалидами, помогают детским садам, школам. Отношение к городу меняется, потому что меняется его облик. Мы все проекты благоустройства территорий запускаем только после обсуждения с жителями. Обновили остановочные комплексы, цветники разбили, сейчас ставим камеры видеонаблюдения для общественного порядка. Да, нашлись и вандалы, конечно. Но желающие напакостить есть в любом городе, в любом сообществе. И из-за них тысячи других людей не должны страдать. Если мы не будем привносить что-то новое в жизнь города, у жителей не будет возможности этим пользоваться.

Устинов Александр Юрьевич, Краснотурьинск
Александр Устинов рассказывает о дизайн-проекте городского парка отдыха. Фото: Павел Ворожцов

Шуваловская школа и статус ТОСЭР

– Краснотурьинск получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что он даёт?

– Налоговые льготы для инвесторов – резидентов нашего индустриального парка «Богословский». Сейчас в городе работает два таких резидента. Российско-китайская компания «ЛесКом Развитие» – она делает сырьё для производства палочек для мороженого. Палочки продаются и у нас в России, и в Китае. И Богословский кабельный завод – предприятие «РусАла» совместно с Пермью. Завод выпускает кабельную продукцию из алюминия, в том числе гибкий кабель для погружных насосов, различных агрессивных сред. Он лёгкий, экологически чистый и гораздо дешевле медного. Аналогов такого производства нет. Наличие инвесторов нас, конечно, радует. Город располагается в 400 км от Екатеринбурга, концентрация населения невысокая, логистика не так развита, как в центре области. И найти инвесторов сложно. Это общая проблема для северных муниципалитетов.

Администрация  Краснотурьинска
В городе сохранились здания советского конструктивизма, как, например, местная администрация. Фото: Павел Ворожцов

– А ваше градообразующее предприятие – БАЗ – инвестирует средства в производство?

– С открытием шахты «Черёмуховская-Глубокая» в Североуральске наш БАЗ обеспечен сырьём до 2035 года. Завод разработал отдельную программу модернизации производства мощностью свыше миллиона тонн глинозёма в год. Глинозём необходим для выпуска алюминия. Из-за больших тарифов на электроэнергию «РусАл» в своё время закрыл производство алюминия на БАЗе. Сейчас завод производит глинозём, который идёт в Сибирь на предприятия, где затраты на электроэнергию обходятся дешевле.

– Статус ТОСЭР как-то сказался на уровне безработицы в городе?

– Раньше он составлял 3 процента, теперь 1,5. На бирже труда стояли 2 тысячи человек, сегодня – 583. При этом есть порядка 600 вакансий. С 15 до 25 процентов вырос показатель по малому и среднему предпринимательству. Развивается сфера услуг, питания, производств, обслуживающих крупные предприятия. К примеру, у нас есть компания «КапРемМоторс», которая ремонтирует авиационные двигатели и газогенераторные аппараты. Арендует 1,5 тысячи кв. метров производственных площадей на территории индустриального парка «Богословский». Недавно компания построила в городе торговый центр, сдала его в аренду, и на эти деньги расширяет основной бизнес. Сейчас планирует построить ещё один торговый центр. Вот такой симбиоз производства и сферы услуг.

– Назовите три самых крупных проекта, которые будут реализованы в городе в рамках стратегии развития.

– Мы свою стратегию защитили ещё в 2016 году в Сколково перед вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым. Она рассчитана до 2025 года, и 70 процентов того, что запланировали, уже сделали. Сейчас осталось построить новую школу в Заречном районе на 500 мест, мы называем её Шуваловской. В правительстве области подтвердили, что проект школы включён в федеральную программу на 2020 год. Второй объект – детский сад на 280 мест в том же районе. Восстанавливаем здание бывшего садика, которое перешло в частные руки. Район густо населён, детских садов не хватает, очередь детей – большая, хотя в целом по городу таких проблем нет. И третий проект – это физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом. Будет строиться на деньги «Газпрома» без участия бюджета. Проект проходит государственную экспертизу, стоимость – порядка 350 миллионов рублей, в 2020 году планируем начать стройку. Много проектов по благоустройству общественных территорий – Тихомировский парк, Максимовский проспект. Начинаем второй этап благоустройства набережной. Кстати, наша набережная вошла в ТОП лучших практик России по благоустройству территорий.

Интересно:

Глава Краснотурьинска Александр Устинов пишет картины с фотографий. Талант к рисованию открылся на мастер-классах городской художницы Юлии Белоусовой. Часть картин он уже подарил коллегам-мэрам и гостям города.

Устинов Александр Юрьевич, Краснотурьинск
Александр Устинов у одной из своих картин. Фото: Павел Ворожцов
Глава Краснотурьинского ГО Александр Устинова
Фото: Из архива Александра Устинова

Кстати:

уральские франки
Коллекция уральских франков в кабинете мэра. Фото: Павел Ворожцов

В кабинете Александра Устинова можно увидеть… уральские франки. В 1990-е годы эти банкноты хотели ввести на территории Свердловской области сторонники создания автономной Уральской республики. Интересно, что сначала уральские франки использовались как талоны на питание для рабочих Серовского металлургического завода. Сейчас уральская валюта прочно ассоциируется с эпохой правления губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя.