Вадим Артемьевских родился в 1967 году в Красноуфимске, имеет два высших образования – инженерное и экономическое. С 2008 года работал в администрации округа заместителем главы по финансово-экономической политике. Избран на пост главы Красноуфимска в 2012 году, в 2016 году переизбран на второй срок.
– Через Красноуфимск проходит крупный железнодорожный узел. Как транзитное положение территории влияет на жизнь горожан?
– Узел у нас действительно большой, идут потоки грузов в Европу с Дальнего Востока – лес, газ, нефть. Есть все условия для железнодорожных перевозок: локомотивные и ремонтные депо, путевое хозяйство. На железной дороге работают 3,5 тысячи жителей, многие приезжают из других городов. Мой папа – почётный железнодорожник, и об этой работе я знаю не понаслышке. Особый рабочий график, особая ответственность – если что-то сломалось, умри, но доведи состав до следующей станции. Сейчас мы возлагаем особые надежды на наш узел в связи с проектированием ВСМ «Евразия» – её участок с большой вероятностью пройдёт через наш город. И к грузоперевозкам добавится скоростная перевозка пассажиров. В стратегии муниципалитета мы это учли.
– Чем сегодня зарабатывает Красноуфимск?
– У нас очень развиты торговля и сфера услуг – автосервисы, аптеки, кафе. Город славится своей выпечкой – нашу чебуречную в центре даже областные министры посещают. С приходом крупных торговых сетей многие предприниматели сумели быстро «переформатировать» бизнес: кто-то получил франшизу от этих же сетей, а кто-то начал выпуск новой продукции. Одна фирма, к примеру, стала печь эксклюзивные торты и капкейки, пошла прибыль – открыли детский кафетерий.
В округе сельское хозяйство развивается. Работают животноводческая ферма, молочный завод. С советских времён действует мощная селекционная база сортовых семян пшеницы и ржи – аграрии из области приезжают кандидатские защищать. И производство стройматериалов, конечно. Это Пудлинговский щебёночный завод. Раньше он входил в сеть железнодорожных предприятий, выпускал щебень на подсыпку деревянных шпал. А когда по стране стали укладывать бетонные шпалы, у завода возникли проблемы со сбытом. Железнодорожный трест, к счастью, пошёл нам навстречу и передал активы предприятия муниципалитету. Сейчас завод помимо щебня выпускает бетон, планирует запустить линию по выпуску песчано-гравийной смеси. Вообще, строительных баз в городе много. Наши предприниматели выкупили карьер в Пермском крае с большими залежами гипса, из него производят сухие строительные смеси.
– Красноуфимск ещё и студенческий город…
– Да, студентов у нас много, почти три тысячи человек. В колледжах готовим педагогов, медиков, аграриев, железнодорожников. Каждый год кто-то приезжает поступать, кто-то устраивается на работу в город, а кто-то уезжает. Есть приток и есть отток. Но этот «ручеёк» молодёжи очень подпитывает. Последние несколько лет мы сохраняем численность населения на отметке 40 тысяч человек, и по сравнению с другими территориями нам очень повезло.
– В городе много исторических зданий. Планируете их реконструкцию?
– Сложный вопрос. На реставрационные работы нужны немалые средства плюс специальная лицензия, и процедура реставрации согласовывается на областном и федеральном уровнях. Сейчас наш земельный отдел совместно с архитекторами собирает всю документацию по историческим зданиям – хотим понять: а что у нас есть, чтобы начать эту работу. Хотим отреставрировать здание бывшей земской управы, где сейчас размещается центр творчества детей и молодёжи. И здание винокуренного завода династии Поклевских-Козелл – одно из первых на Урале. В прошлом году силами жителей и предпринимателей получилось восстановить два купола Свято-Троицкого собора – это самый старый храм в городе.
– Не могу не спросить про ситуацию с комплексом по переработке ТКО. Красноуфимцы собирают подписи против его строительства, возмущения дошли до областных властей. Ваша позиция?
– Региональный оператор по нашей территории – компания «ТБО Экосервис». Выбрана по закону, на конкурсной основе, и это нужно принять. Участок под комплекс выделен, подписано концессионное соглашение. Обещания свои оператор выполняет – проектом комплекса занимается, с администрацией и депутатами на связи. Всё дело в том, что город у нас маленький, и жители свободно могут прийти к главе и высказаться. Да, есть недовольные, но разъяснительная работа идёт. Создана рабочая группа, в неё вошли общественники, экологи, жители соседних территорий. И задача группы, я считаю, следить за тем, чтобы всё было по закону, а не кричать на каждом углу, что мы все вымрем от этого комплекса. Если будет нарушаться закон, технология проекта, или кто-то захочет сжульничать на нём, я буду первым, кто выступит против. Проект регионального оператора должен положительно сказаться на процессе обращения с ТКО в городе. Своим мусором мы должны заниматься сами, ведь 70 процентов бытовых отходов с нашего территориального «куста» – это отходы именно Красноуфимска. Почему мы должны перекладывать его на другие муниципалитеты?!
– А как вообще складываются отношения с соседями – Ачитом, Артями, Красноуфимским районом?
– В своё время мы выходили с предложением к областному правительству создать агломерацию территорий нашего «куста» с центром в городе Красноуфимске. И общую стратегию развития, в частности, сельского хозяйства, ведь у нас нет промышленных предприятий. Все наши соседи в этом заинтересованы. Хотели, чтобы это был полноценный рабочий документ, утверждённый на региональном уровне. Но закон пока предписывает создание муниципальной стратегии, и мы её в правительстве защитили. Тем не менее не оставляем мысль о создании общей стратегии, сейчас работаем над с этим вместе с областными властями.