В свои лучшие годы Невьянский механический завод давал работу 10 тысячам горожан. Когда оборонзаказ не стал поступать, предприятие с 300-летней историей трансформировалось. На его базе работает машиностроительный завод, где трудятся 450 человек, а также несколько субъектов малого и среднего бизнеса. Невьянск очень тяжело переживал сокращение персонала на градообразующем предприятии, но постепенно рынок труда восстановился.
Благодаря удачному месторасположению Невьянска некоторые жители нашли работу в ближайших городах – Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, но большая часть экономически активного населения решила попробовать себя в малом бизнесе. Это и индустриальное направление, о котором я уже упомянул, и сервисные предприятия, и производство трикотажа, мягкой игрушки.
Хороший стимул для развития малого бизнеса и самозанятости обеспечил туризм. Всего сегодня в городе и ближайших сёлах предпринимательство обеспечивает работой 4 016 человек. Однако задачу по созданию рабочих мест с повестки мы не снимаем. Уровень регистрируемой безработицы в городском округе составляет 1,68 процента, тогда как средний показатель по Свердловской области составляет 1,17 процента.
Василий КИРИЧЕНКО, глава ГО Верхний Тагил:
Хотя Верхний Тагил не имеет статуса моногорода, фактически он является таковым. Главное предприятие – Верхнетагильская ГРЭС, и все кадровые изменения отражаются на жизни муниципалитета. В 2006 году на электростанции работали более тысячи человек, сейчас – вдвое меньше. Сначала штат уменьшился из-за вывода обслуживающих подразделений. Я сам работал в ремонтном цехе, а потом он стал самостоятельным предприятием.
Новую волну сокращений принесла модернизация производства. Часть специалистов уехала работать на другие электростанции, в частности, в Калининград – такие приглашения получили люди в возрасте до 40 лет. Ремонтникам тоже предложили работать на предприятиях энергетики, но вахтовым методом. Это предложение не вызвало энтузиазма у людей семейных, имеющих приусадебные участки. Некоторые тагильчане нашли работу в Кировграде, и ездят туда ежедневно. А молодые люди в основном уехали в Екатеринбург, они уже вряд ли вернутся в наш город.
Алексей НИКИФОРОВ, глава Ирбитского МО:
– Чем интенсивней будет развиваться сельское хозяйство, тем меньше там будет работать людей. Например, в СПК «Килачёвский» в комплексе, где появился доильный зал, раньше работали больше 200 человек, сейчас – 70. Поэтому мы ищем, чем занять население.
Конечно, мы мечтаем о создании новых предприятий – и необязательно сельскохозяйственных.
Для создания дополнительных рабочих мест рассматриваем и туристический кластер. Например, в Ирбитском районе есть рудновское направление, где был построен первый на Урале рудоплавительный завод. История у нас богатая, и о ней нужно рассказывать
Есть перспективы вовлечения людей в трудовую деятельность в сфере агротуризма. Сейчас появляется всё больше людей, которым хочется приехать и пожить недельку в деревне – подоить корову, поездить на тракторе, и на небольших фермах всё это можно было бы опробовать.
Валерий КОНОПКИН, глава ГО Верхнее Дуброво:
– Модернизация на сегодняшнем этапе подразумевает роботизацию и минимизацию участия человека. Приведу простой пример – мы планируем входить в областную программу по энергосбережению и модернизации источников. Одна из котельных выработала свой ресурс, и мы с учётом потребляемой мощности ставим новую котельную. Это значит, что количество рабочих мест в МУПе теоретически уменьшится на пять-шесть человек.
Возможность создания дополнительных рабочих мест зависит от наличия земельных участков, на которых можно разместитьте или иные новые производства. В Верхнем Дуброво земельных участков для строительства новых производственных мощностей просто нет.
У нас новые рабочие места, как правило, создаются в учреждениях социальной сферы – при модернизации или строительстве новых учреждений. Недавно мы построили детский сад, идёт реконструкция дома культуры – это дополнительные рабочие места, пусть их и немного.