Муниципальные стратегии проходят через экспертные советы на местном и областном уровнях. Фото: Владимир Мартьянов
Документ, в котором на нескольких десятках (а где-то даже сотнях) страниц прописаны ориентиры развития и основные проекты, муниципалитеты разрабатывают самостоятельно. Как правило, основной объём работы до того, как документ выносят на заседание профильных советов, ложится на отдел по экономике и на профильных заместителей главы. В администрациях рассказывают, что прогнозные показатели по численности населения, средним зарплатам, количеству обучающихся в школах и так далее выводят сами, ориентируясь на показатели прошлых лет, а также на планы работы учреждений и предприятий на грядущие годы. Однако не всегда попадают в яблочко.
— Когда мы отправляли проект стратегии на экспертизу в Институт экономики УрО РАН (кстати, он работал с несколькими муниципалитетами. — Прим.ред.), у них как раз возникли вопросы по этим показателям. Сейчас мы устраняем замечания, которые они нам вынесли, и готовим стратегию к отправке в министерство экономики и территориального развития области, — рассказала «Облгазете» замглавы Бисертского ГО по соцполитике, экономике, инвестразвитию и поддержке МСП Ирина Зелёная.
Всего, по данным регионального минэкономики, образовалась целая группа из 20 муниципалитетов, которые не смогли самостоятельно привлечь научное сообщество к рассмотрению проекта муниципальной стратегии. Помимо Бисерти, это город Алапаевск и Алапаевский район, Махнёво, Камышлов и Камышловский район, Малышева, Верхнее Дуброво, Заречный, Красноуфимск и Красноуфимский район, Шаля, Ивдель, Качканар, Верхотурье, Гари, Новая Ляля, Сосьва, Невьянск и Верх-Нейвинский — территории, где сложно найти компетентных специалистов, способных организовать научное сопровождение.
Территории, которые привлекали сторонних специалистов в состав экспертных советов — большая редкость. Одна из них — Староуткинск, где проект стратегии пока находится в стадии разработки.
— У нас все экспертные советы сформировались без больших проблем. Единственный вопрос вызвало научное сопровождение — мы обратились в УрГЭУ с просьбой предоставить нам специалиста, — пояснила «Облгазете» замглавы по экономике ГО Староуткинск Любовь Бурухина. Кстати, с просьбой предоставить специалиста для работы в экспертном совете «СМИ» мэрия обращалась и к «Областной газете». — То, что процесс идёт не так быстро, как хотелось бы, вполне понятно — люди работают в экспертных советах в свободное от работы время и вынуждены подстраиваться друг к другу. А это не всегда просто.
Сталкиваются муниципалитеты и с другими сложностями. Например, несмотря на то, что в состав Камышловского района входят сразу пять сельских поселений, стратегию приходится писать одну.
— У каждого поселения есть свой глава и органы местного самоуправления, и у каждого из них своё видение. Приходилось договариваться между собой, — отметила в разговоре с «Областной газетой» замглавы по экономике Камышловского МР Светлана Глубоковская.
Пока к финишной прямой близки лишь несколько муниципалитетов. Ближе всех, пожалуй, уже упомянутый нами Екатеринбург: проект стратегии прошёл общественное обсуждение, подписан главой администрации Екатеринбурга Александром Якобом и внесён в гордуму. Ожидается, что стратегию депутаты примут на майском заседании.
Вслед за ним стратегию может принять недавно назначившая публичные слушания… Талица, которая пока обгоняет такие крупные города, как Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Талица, к слову — один из четырёх муниципалитетов, которые в первом квартале текущего года защитили проекты стратегий на Совете стратегического развития под председательством Александра Высокинского. Вместе с ней к финишной прямой приближаются такие передовики, как Горноуральский, где сейчас происходит окончательная шлифовка документа, Кушва и Нижняя Салда.