Сколько стоит выборы провести?

9 августа 2016, 09:11

18 сентября пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, депутатов Законодательного собрания Свердловской области, выборы в органы местного самоуправления. О том, сколько бюджетных средств планируется израсходовать на подготовку и проведение таких выборов, рассказал заместитель председателя Избирательной комиссии Свердловской области Сергей Михайлович Красноперов.

— Средства на подготовку и проведение избирательных кампаний выделяются из разных бюджетов, в зависимости от уровня выборов. На подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы из средств федерального бюджета выделено 300 миллионов рублей, на выборы депутатов Законодательного собрания Свердловской области — 267 миллионов рублей из областного бюджета. Каждая избирательная кампания по местным выборам, а их 35 по выборам депутатов представительных органов и ещё одна по выборам главы ЗАТО Свободный — из средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований. Общая сумма планируемых расходов на проведение местных избирательных кампаний составляет 82 миллиона рублей. От 226 тысяч рублей, выделенных для организации выборов депутатов думы городского округа Староуткинск, до 9500 тысяч рублей для выборов депутатов городской думы города Каменска-Уральского. Сумма расходов зависит от количества окружных и участковых избирательных комиссий, количества избирателей, а отсюда и числа бюллетеней и другой печатной продукции, которая в силу закона должна быть изготовлена, и других расходов.

— Какие конкретно расходы будут финансироваться за счёт этих средств?

— Основная статья расходов — это выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за период, в течение которого они будут освобождены от основной работы, и выплата дополнительной оплаты труда в размерах, утверждённых избирательными комиссиями, организующими выборы. Кроме этого, значительные средства предусматриваются на изготовление печатной продукции: списков избирателей, бюллетеней для голосования, открепительных удостоверений, плакатов, информационных листовок, обращений, приглашений. В обязательном порядке в сметах предусмотрены транспортные расходы, в том числе расходы на доставку избирательной документации, доставку технологического оборудования и комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), проведение досрочного голосования в отдалённых и труднодоступных местностях, дополнительное привлечение транспорта накануне, в день голосования. Канцелярские расходы, расходы на приобретение избирательных кабин, ширм для оборудования мест голосования, вывесок для избирательных участков, другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, в том числе расходы, связанные с обслуживанием и эксплуатацией комплексов обработки избирательных бюллетеней.

— Вы сказали, что денежные средства будут расходоваться, среди прочего, на проведение голосования в отдалённых и труднодоступных местностях. Насколько велики будут эти расходы?

— Количество средств зависит от нескольких факторов: отдалённость населённого пункта от центра избирательного участка, доступность территорий, а отсюда и вид транспорта, который будет использоваться для организации голосования. В основном деньги нужны на транспорт, с помощью которого можно добраться до самых отдалённых мест Свердловской области. Например, при проведении голосования в отдалённых и труднодоступных местностях Гаринского городского округа расходы могут составить более 100 тысяч рублей, использоваться там будут маломерные суда (катер, лодка), поскольку только так можно добраться до деревни Шантальская, 13 часов только в одну сторону будут в пути члены участковой избирательной комиссии и сопровождающий их сотрудник правоохранительных органов. В Таборинском районе также будет использоваться водный транспорт, но находящийся в собственности муниципалитета, поэтому транспортных расходов здесь не планируется. Кроме этого, территориальные и участковые избирательные комиссии используют железнодорожный транспорт, автотранспорт повышенной проходимости: вездеходы, болотоходы.

— Какие средства будут выделены на информирование избирателей? О чём и как избирательные комиссии будут информировать граждан?

— В смете расходов Избирательной комиссии Свердловской области запланированы незначительные средства на информационную деятельность. За счёт них нами изготовлены информационные плакаты, которые уже переданы в территориальные избирательные комиссии и размещены там на информационных стендах, в дальнейшем будут использоваться участковыми избирательными комиссиями. Мы изготовили и разместили на телеканалах информационные ролики о предстоящих выборах. Но, безусловно, основная работа по информированию избирателей проводится безвозмездно. Нами и территориальными избирательными комиссиями используется любая возможность донесения до жителей области информации о предстоящих избирательных кампаниях. Выступления на телевидении и радио, встречи в трудовых коллективах, публикации в печатных СМИ. Достаточно сказать, что с начала избирательной кампании только в местных печатных СМИ опубликовано более 300 статей, интервью, информационных материалов председателей территориальных избирательных комиссий. Как средство информирования мы рассматриваем и работу горячей линии, которая открыта во всех избиркомах Свердловской области. Только за один месяц её работы позвонили более тысячи респондентов. Вопросы разные, но все они касаются предстоящих выборов. Немаловажное значение мы придаём работе сайта областного избиркома и сайтов территориальных комиссий. Любой заинтересованный сможет найти полную информацию о подготовке к выборам на наших информационных ресурсах. Информирование избирателей — забота общая, поэтому мы работаем совместно с органами местного самоуправления, государственными органами, общественными организациями, руководителями предприятий, средствами массовой информации различных форм собственности. Немалая роль в этой работе отводится и участникам избирательных кампаний: политическим партиям, избирательным объединениям, кандидатам.

— Каковы особенности избирательного законодательства, связанные с финансированием избирательной кампании политической партии? Кандидата?

— Говоря об этом, ещё раз напомню, что в сентябре состоятся выборы трёх уровней: федерального, регионального и местного. Поэтому вопросы, связанные с финансированием, регулируются федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Избирательным кодексом Свердловской области.

В соответствии с законом все политические партии, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, кандидаты на федеральных и областных выборах, а на местных — при определённых условиях, для финансирования своих предвыборных кампаний обязаны создавать на специальных избирательных счетах в банках избирательные фонды. Предельный размер расходов фонда и порядок формирования также зависят от уровня выборов. Например, предельный размер расходования средств избирательного фонда регио-нального отделения политической партии в Свердловской области не может превышать 55 миллионов рублей, а предельный размер расходов из кандидатского фонда — 40 миллионов рублей. Это на выборах депутатов Государственной думы. Что касается региональной избирательной кампании, предел расходов избирательного фонда избирательного объединения — 50 миллионов рублей, кандидат в депутаты Законодательного собрания Свердловской области может израсходовать на свою избирательную кампанию не более 4 миллионов рублей. Избирательным кодексом Свердловской области установлены предельные размеры избирательных фондов кандидатов на местных выборах.

При этом закон предусматривает различные ограничения в вопросе перечислений денежных средств на счета избирательных фондов. Во-первых, установлены источники формирования фондов, во-вторых, предусмотрены предельные размеры таких перечислений. Вся эта информация доступна на нашем сайте.

Обращу внимание: на счёт фонда может поступить сколько угодно денежных средств, но расходовать их можно в рамках существующих пределов.

— Политические партии, кандидаты будут иметь возможность израсходовать значительные суммы денежных средств. Как они обеспечат соблюдение избирательного законодательства в части формирования и расходования средств избирательных фондов, кто осуществляет учёт и контроль за их использованием?

— Для управления средствами избирательных фондов политических партий, избирательных объединений назначаются уполномоченные представители по финансовым вопросам. Кандидаты, как правило, сами управляют своим фондом, но вправе также назначить уполномоченного.

Средства избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением соответствующей избирательной кампании: на финансовое обеспечение организации сбора подписей, на проведение предвыборной агитации, что является самой затратной статьёй расходов, на иные выплаты по проведению кампании.

Что касается контроля за финансированием избирательных кампаний, то это функция соответствующих избирательных комиссий во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными уполномоченными органами и учреждениями. В соответствии с законом при Избирательной комиссии Свердловской области, территориальных и окружных избирательных комиссиях созданы контрольно-ревизионные службы, в состав которых входят члены комиссий, сотрудники аппаратов комиссий, а также руководители и специалисты государственных и иных органов и учреждений. Именно в их полномочиях контроль за правильным формированием и расходованием средств избирательных фондов.

— Как будет освещаться в период предстоящих выборов текущая финансовая деятельность политических партий?

— Избирательная комиссия Свердловской области, территориальные (окружные) комиссии соответственно уровню выборов еженедельно публикуют в своих разделах официального сайта www.ikso.org сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, копии финансовых отчётов кандидатов, избирательных объединений, участвующих в выборах. Кроме того, данные сведения подлежат (в соответствии с законом) обнародованию в средствах массовой информации.

Помимо финансовой деятельности партий, непосредственно связанной с выборами, областная комиссия проверяет ежеквартальные отчёты о текущей финансовой деятельности региональных отделений политических партий в Свердловской области. С соответствующей сводной информацией о партийных финансах также можно ознакомиться на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.