«Профессиональные безработные есть везде»
20 декабря 2014, 16:00
По данным Свердловскстата, на ноябрь нынешнего года официально безработными в Свердловской области числятся порядка 25 тысяч человек, что составляет примерно 1,8 процента экономически активного населения. Это на 0,6 процента ниже соответствующего значения 2013 года. Мы спросили муниципальных глав, есть ли на их территории проблема безработицы?
Светлана Богданова, глава Кузнецовского сельского поселения, Таборинский МР:
— В Кузнецовское поселение входит 15 небольших деревень — это более 1200 жителей, из них 2–3 процента — безработные. В основном это люди без образования или те, кто имеет проблемы с алкоголем. При этом огромного количества специалистов нам не хватает — в аверинский ФАП не можем найти медика. Один учитель английского работает на три школы. Нет специалистов для работы в администрации, сейчас же компьютеры везде — пожилые уходят, не могут привыкнуть. Кого попало на их место не возьмёшь, а образованных, молодых и перспективных днём с огнём не сыщешь. На мой взгляд, пособие по безработице — большая ошибка. Согласна: тем, кто уволен по сокращению, его надо платить, а остальных мы только этим развращаем, делаем из них лодырей. Каждые две недели безработные обязаны отмечаться в районном центре занятости, деревни у нас отдалены друг от друга, не связаны никаким транспортом, и чтобы возить безработных, мы запустили автобус до Таборов, который курсирует раз в несколько дней. Мы стараемся привлекать их к сезонной работе на уборке кладбищ, пилорамах. Но не все соглашаются — сидеть на пособии проще и выгоднее.
Александр Толкачёв, глава Талицкого ГО:
— Мы от безработицы особо не страдаем. Те полтора процента, которые у нас официально числятся безработными, это в основном те, кто уже профессиональные безработные. Меня как главу в первую очередь волнует другое — занятость людей на селе.
В селе сегодня появляются роботизированные фермы, дорогое сельскохозяйственное оборудование, а это подразумевает сокращение числа рабочих мест. Представьте: роботизированную ферму на 140 голов по нормативам могут обслуживать не более двух человек. Чем лучше оборудование и техника, тем меньше нужно людей. И возникает очень сложный и серьёзный вопрос: как занять освободившихся людей? Это непросто. Конечно, те люди, которые хотят работать, находят себе дело даже там, где нет вакансий, особенно на селе. Приведу в пример Завьялово и Паново. Раньше там было много пожилых людей, почти все держали по корове и сдавали излишки молока на молочные заводы. Сейчас население в этих деревнях — уже совсем не бабульки, а молодые люди 30–40 лет, с детьми. Они хотят жить в достатке. И берут не по одной, а по 5–10 коров, строят свои мини-фермы, получают молоко. Очень многие люди у нас держат скот и производят мясо. Кто-то выращивает картофель. Но возникла проблема сбыта — им некуда сдавать свой товар. Мы это недавно обсуждали с губернатором Свердловской области и было решено, что в Талице опробуют пилотный проект по закупке у населения излишков разной сельхозпродукции, начиная от картошки, морковки, мяса и заканчивая дикоросами. Чтобы человек, занимаясь своим хозяйством, мог неплохо зарабатывать и помогать региону.
Александр Карамышев, глава Сысертского ГО:
— Проблема безработицы пока не актуальна, но, думаю, она будет обостряться к лету. У нас, по сравнению с прошлым годом, и так невысокий процент безработицы ещё снизился. Есть другая проблема. С одной стороны, мы удачно расположены — близко от Екатеринбурга. Но, с другой — из-за этого у нас проблемы с сельским хозяйством. Как правило, зарплата в сельском хозяйстве ниже, чем в промышленности. И наши механизаторы, например, в Патрушах, откуда 10 километров до Химмаша, уезжают в город и устраиваются работать на коммунальную технику, на тот же трактор. Если говорить о самой Сысерти, то расстояние до Екатеринбурга всё-таки ощутимое, и разница по зарплате даже в 20–30 процентов не сыграет роли, если человек сможет найти работу дома. Потому что на дорогу туда-обратно ежедневно придётся тратить около четырёх часов.
Владимир Струнин, глава городского поселения Верхние Серги:
— У нас уровень безработицы держится в районе 3–4 процентов. Конечно, стараемся уменьшать, организуем, например, общественные работы, массовые субботники, куда привлекаем безработных. Постоянно ищем какие-то пути для малого бизнеса. Но проблема в том, что люди, которые встали на учёт в службе занятости, зачастую не очень-то рвутся вернуться к трудовой деятельности. Не хотят работать, когда им предлагают места.