В слове «самоуправление» акцент надо делать на «само»
20 ноября 2014, 09:16
Константин Устиловский: «Реформа у нас идёт по самому мягкому варианту… Мы избрали тактику постепенной и вдумчивой работы, которая не должна нарушить стабильность в муниципалитетах». Фото: Станислав Савин
О том, какие проблемы необходимо решить в ходе проводимой сейчас реформы местного самоуправления, в эксклюзивном интервью «ОГ» рассказал заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Константин Устиловский.
— Константин Абрамович, у каждого региона есть право самостоятельно определять свою тактику проведения реформы местного самоуправления. Какой политики придерживается руководство Свердловской области?
— Прежде всего мы обязаны привести региональное законодательство в соответствие с федеральными нормативными актами. Кроме того, нужно подчеркнуть, что одним из четырёх уже принятых областных законов мы закрепили то положение дел в системе местного самоуправления, которое уже сложилось на Среднем Урале. В частности, это касается порядка избрания глав муниципалитетов — законодательно по каждому муниципальному образованию сохранён нынешний механизм избрания глав. Фактически принятыми областными законами произошло формирование стартовой площадки, с которой при необходимости можно начинать совершенствование муниципального управления.
Реформа у нас идёт по самому мягкому варианту. Создана специальная рабочая группа по обсуждению проектов региональных законов. В её заседаниях принимают участие эксперты, учёные, депутаты, представители муниципалитетов. Организовано широкое публичное обсуждение готовящихся законопроектов в СМИ. Короче говоря, нет намерения рубить сплеча. Реформа у нас идёт спокойно, в конструктивном ключе.
— Вернёмся к федеральному законодательству. Высказываются разные мнения о недавно внесённых в него изменениях. На ваш взгляд, какие новации являются наиболее важными?
— Первое — это целевая установка на повышение эффективности местного самоуправления и доступности его органов для жителей.
Фактически произошла излишняя бюрократизация этого уровня руководства. Прежде всего это касается крупных городов. Чтобы встретиться с чиновником, житель должен заранее записаться к нему на приём, оформить специальные бумаги. Неслучайно Президент России Владимир Путин, выступая с предложением по реформированию системы местного самоуправления, привёл примеры, когда 70–80 процентов жителей муниципалитетов не знают имён депутатов своих городских дум.
На мой взгляд, в стране зачастую трансформировалось само понятие «самоуправление». Сегодня упор делается на слове «управление», а вообще-то акцент надо делать на «само».
Напомню, во всех международных документах речь идёт о коллегиальных органах муниципальной власти. В Европейской хартии местного самоуправления, в частности, акцент сделан на коллективных формах управления муниципалитетами. И предусмотрено, что депутаты могут нанять сити-менеджера и других специалистов для решения хозяйственных вопросов.
Чтобы справиться с задачей приближения местных властей к населению, федеральные законодатели расширили список различных вариантов формирования органов местного самоуправления. А право выбора среди этих вариантов оставили у регионов.
— Как оценивают деятельность органов местного самоуправления сами уральцы?
— Чтобы не быть голословным, я приведу результаты проведённого нами в 2014 году социологического исследования. 37 процентов опрошенных свердловчан назвали среди самых актуальных муниципальных проблем плохие дороги, 27 процентов — низкий уровень жилищно-коммунальных услуг, 25 процентов — бездействие местных властей, их неспособность решать насущные вопросы, около 25 процентов — низкое качество питьевой воды.
Как видите, свердловчан волнуют самые насущные проблемы. Сфера деятельности руководства любого муниципалитета — это обеспечение достойных условий жизни людей: дороги, освещение улиц, уборка мусора, вывоз снега и так далее. Если более трети населения не удовлетворено качеством таких услуг, значит, как говорил Михаил Жванецкий, «может, в консерватории что-то поправить нужно…». А когда четверть жителей (очень большой процент!) сообщает о своих сомнениях в дееспособности самих органов местной власти — это тревожный сигнал.
— Ну, у глав муниципалитетов наверняка есть какое-то своё объяснение существующих проблем?
— Да, пообщайтесь с любым руководителем на уровне местной власти, и он вам скажет: «Я-то неплохой, и команда управленцев у меня собрана достойная, но в казне нет денег. Появятся финансы — я смогу решать все вопросы».
Прямо скажем, иногда это разговоры, как говорится, от лукавого, но во многих случаях можно соглашаться с главами. Укрепление экономики муниципалитетов — серьёзная проблема. Неслучайно и в своём Бюджетном послании Законодательному собранию Свердловской области, и на недавнем совещании с главами муниципальных образований Евгений Куйвашев особо подчёркивал один тезис — надо вовлечь все органы местного самоуправления в работу по расширению доходной части местных бюджетов. Есть много возможностей, которые на сегодняшний день недостаточно используются: вовлечение в оборот заброшенных земель, получение доходов от рекламы, сборы по земельному налогу, поступления от сдачи в аренду муниципального имущества.
Но самое главное — это поддержка предпринимательской активности местных жителей, развитие малого и среднего бизнеса на территории города или посёлка. К сожалению, работа по этому направлению пока идёт со скрипом. Неслучайно одна из задач, поставленных перед недавно созданным областным министерством инвестиций и развития, — это оказание содействия муниципалитетам при формировании местных инвестиционных программ.
— В последние месяцы на Среднем Урале кипела очень бурная дискуссия о порядке учёта мнения населения по направлениям реформы местного самоуправления. Сейчас этот вопрос чётко урегулирован соответствующим региональным законом. Что, на ваш взгляд, наиболее важно в этом документе?
— Изначально мы столкнулись с большим диапазоном точек зрения. Одни говорят: «Хотите узнать мнение населения — выйдите на улицы да спросите!». Напоминают: «XXI век наступил. Пора через Интернет опросы организовывать». Другие требуют проведения муниципального референдума.
Дабы снять все возможные вопросы, в принятом у нас региональном законе мы чётко написали, что мнение населения по поводу возможности наделения города статусом городского округа с внутригородским делением можно выявлять через народные слушания, публичные консультации и социологические исследования. Проще говоря, помимо изучения мнения горожан социологическими методами можно собрать людей и попросить их высказаться, а также допускается воспользоваться возможностями Интернета. Думаю, что вместе эти механизмы достаточны, чтобы узнать мнение людей. И вместе с тем такое мнение — это рекомендация для законодателя.