Крым наш. Надо ему помочь
19 апреля 2014, 18:58
Сухогруз у причала Севастопольского морского завода. Годом основания этого завода считается 1783-й, когда здесь появилось Адмиралтейство. Именно на Севастопольском морском были построены крейсер «Очаков» и броненосец «Потёмкин». Фото: pomnivoinu.ru
Практически сразу же после известий о возвращении Крыма в состав России при Государственной Думе РФ была сформирована специальная комиссия по восстановлению экономики этого полуострова. О том, какова сегодняшняя ситуация в этом регионе, рассказал «ОГ» входящий в эту комиссию депутат Госдумы Павел ДОРОХИН (КПРФ, избран от Свердловской области).
Павел Сергеевич, первая в этому году ваша поездка в Крым состоялась ещё до судьбоносного референдума. Какие настроения царили на полуострове в начале марта?
В то время чувствовалось значительное эмоциональное напряжение крымчан. Некоторые из них не до конца верили в то, что Россия проявит твёрдость, не отступит под международным давлением. К нам неоднократно обращались с одним и тем же вопросом: «Вы точно будете с нами?».
Вторая ваша поездка состоялась уже после принятия всех важнейших решений по Крыму?
Я из неё вернулся десять дней назад. Конечно, будучи депутатом, избранным в Госдуму по списку КПРФ, я занимаюсь партийной работой. В частности, эта поездка в Крым была как раз такой. Нужно было урегулировать вопрос о вхождении в состав нашей партии крымских коммунистов. Встретились с коллегами из Симферополя и Севастополя, обсудили все нюансы.
Как вы оцениваете сегодняшнее состояние крымской промышленности?
Она угроблена. За двадцать лет, в течение которых полуостров находился в составе независимой Украины, вся местная инфраструктура финансировалась по остаточному принципу. Фактически всё, что можно было украсть, украли, всё, что можно было разрушить, разрушили.
Мы себя, россиян, часто критикуем за то, что у нас есть проблемы в промышленности. Но положение дел в Крыму намного хуже. Вспомните, что у нас происходило пятнадцать лет назад, и поймёте, как выглядят сейчас заводы там.
Поскольку в Госдуме я являюсь заместителем председателя комитета по промышленности, мы совместно с руководством Крыма наметили список предприятий, которые нужно поддержать в первую очередь. Это Севастопольский морской завод, научно-производственное объединение «Муссон» (производит системы навигации для кораблей) и Севастопольский авиаремонтный завод.
Оборонно-промышленные предприятия (ОПК) юго-востока Украины на восемьдесят процентов связаны с Россией. Они поставляют комплектующие для наших предприятий, в том числе и для Среднего Урала. Поэтому возможное разрушение кооперации Украины и России в сфере ОПК будет иметь катастрофические последствия для безопасности обоих государств.
Севастопольский морской завод сегодня привлекает к себе наибольшее внимание. Он находится в частной собственности, но вам удалось на нём всё-таки побывать?
Во времена Советского Союза он был градообразующим предприятием, на котором работало около пятнадцати тысяч человек. Завод занимает три площадки в центре Севастопольской бухты. В прошлом он был крупнейшим судоремонтным и судостроительным предприятием всего бассейна Чёрного и Средиземного морей.
Последние двадцать лет оказались разрушительными для этого завода. Восемьдесят процентов производственных мощностей на нём заброшены. Люди уволены. Реально работает всего четыреста человек. Предприятие находится в частной собственности у нынешнего кандидата в президенты Украины Петра Порошенко. Даже после воссоединения Крыма с Россией он приказал не пускать на завод представителей российских властей. Например, не удалось пройти туда команде вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.Чтобы выяснить реальную ситуацию на предприятии, нам пришлось проявить настойчивость и смекалку. Я сумел установить контакт с одним из заместителей гендиректора этого завода. Он на своей машине провёз нас на территорию предприятия, а уж там я предъявил свои верительные грамоты от Госдумы, поговорил с гендиректором завода. Я передал от российской стороны предложение собственнику завода по переуступке принадлежащих ему акций предприятия в пользу мэрии Севастополя. Это законная процедура. Естественно, какие-то затраты собственника будут компенсированы, но ни о какой покупке акций по каким-то заоблачным ценам пока речи не идёт, поскольку в течение последних лет этот завод особо никто не развивал. В течение нескольких часов руководители завода созвонились с Петром Порошенко и получили от него принципиальное согласие на переговоры с российской стороной. Такие консультации сейчас ведутся.