Нафик Фамиев: «Социальная сфера важнее политики»
4 апреля 2014, 02:05
Руководитель фракции КПРФ Законодательного Собрания Свердловской области Нафик Фамиев.
Из семерых депутатов, входящих во фракцию КПРФ Законодательного Собрания Свердловской области, сложился весьма сплочённый отряд, активно участвующий в парламентских баталиях.
О том, как работают свердловские депутаты-коммунисты, рассказал «ОГ» руководитель этой фракции Нафик Фамиев.
— Ещё в ходе дискуссии по проекту бюджета на нынешний год стало ясно, что 2014-й будет весьма непростым. На какие вопросы нашим законодателям стоит обратить особое внимание в такой экономической ситуации?
— На бюджет. Что такое бюджет? Это способ сообща с населением решать на разных уровнях общие вопросы, волнующие жителей региона: на уровне государства, на уровне области, на уровне местного самоуправления.
Чем больше бюджет, чем больше во власти реальных представителей населения, тем лучше решаются проблемы населения, тем лучше его социальная защищенность.
Наша задача — чтобы росли доходы бюджета, и повышалась эффективность его расходов. К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратную картину. Доходы областного бюджета 2013 года стали меньше, чем в 2012 году. При этом расходы увеличились практически на 20 процентов. В результате область завершила год с дефицитом 26,6 миллиарда рублей и государственными долгами в 33,9 миллиарда рублей, что составило 25,5 процента от собственных доходов области.
Это очень тревожный сигнал. Область начала жить в долг. Текущая ситуация в экономике не обещает ничего хорошего. Депутаты-коммунисты считают, что есть опасность того, что регион окончательно упадёт в «долговую яму», перестанет развиваться, не сможет решать стоящие перед областью социальные задачи.
КПРФ настаивает на том, чтобы была усилена работа по увеличению доходов областного бюджета, чтобы была проведена тщательная инвентаризация всех расходных обязательств с целью отказа от необязательных и неэффективных, чтобы была прекращена политика сползания в «долговую яму».
В противном случае, мы можем стать свидетелями сворачивания всех социальных программ, а следующее поколение уральцев будет работать на выплату долгов области.
— А насколько свердловские предприятия устойчивы в нынешней ситуации?
— Они в очень сложном положении. Все знают, что Свердловская область не добывает нефти и газа. Экономическую основу нашего региона составляют металлургия, металлообработка, машиностроение, строительство, транспортные перевозки, лесопереработка, сфера услуг и финансовый сектор.
Из машиностроения более-менее комфортно себя чувствуют лишь предприятия военно-промышленного комплекса. Но оборонный заказ после 2020 года может резко упасть. Нужен переход на гражданскую продукцию.
Металлургия, металлообработка, трубная промышленность в глубоком кризисе. Сегодня эти отрасли практически неконкурентоспособны. Определённая «передышка» может возникнуть в связи с падением рубля. Но она больно ударит по населению, и её надо правильно использовать для модернизации отраслей.
По сути, область экспортирует либо сырьё, либо продукцию неглубокой переработки (те же трубы, чушки, металлопрокат, бревно, пиловочник и т.д.). На Среднем Урале практически нет предприятий глубокой переработки сырья.
Всё это осложняется безграничным и бесконечным ростом тарифов на тепло, электричество, газ, транспортные услуги и вступлением России в ВТО.
Нужна серьёзная промышленная политика на уровне России. К сожалению, Россия не использовала свой шанс на «новую индустриализацию» за последние относительно благополучные десять-двенадцать лет. Средства, подобно тому, как они уходили в советские годы на гонку вооружений, ушли на «гонку тщеславия» в виде саммитов, выставок, чемпионатов и олимпиад. А это был шанс…
Область, конечно, должна как-то реагировать на этот вызов. Сейчас обсуждается вопрос укрепления областного министерства промышленности, но мы понимаем, что такие вопросы должны получить импульс на общегосударственном уровне. Там же пока нет даже министерства промышленности…
— Какими наиболее яркими событиями запомнилась вам прошедшая осень?
— Ну, безусловно, — это битва за бюджет 2014–2016 годов. Кроме того, нельзя забывать о сентябрьских выборах, в которых так или иначе участвовали все партии, зарегистрированные к тому времени в нашей стране.
— Кстати, о выборах. Сейчас активно обсуждается идея возвращения к избранию максимально большого количества депутатов парламентов разных уровней по одномандатным округам. На ваш взгляд, может, стоит от выборов по партийным спискам вообще отказаться?
— Вообще, люди устали понимать смысл этих бесконечных колебаний из одной крайности в другую. Наш принцип — нужны постоянные правила игры (выборов). Пусть несовершенные, но постоянные. Но не мы определяем эти правила игры.
Мы считаем, что схема пятьдесят на пятьдесят вполне рабочая, и в настоящее время не стоит что-то в ней менять. А вот совершенствовать её нужно. Необходим полный запрет на «паровозы» в партсписках, которые только путают избирателей, а депутатами не работают.
Нам нужны в Законодательном Собрании не свадебные генералы, пенсионеры-начальники и местные олигархи, а люди, которые живут проблемами и заботами избирателей. Только такие люди будут гарантией честного, социального, нужного людям бюджета региона.
— Со времени избрания нынешнего состава Законодательного Собрания прошло два полных года. Теперь, наверное, уже можно делать первые выводы. Насколько полезным, по вашему мнению, стал переход от двухпалатного парламента к однопалатному?
— Он был логичным. Я никогда не понимал, зачем Свердловской области нужен двухпалатный парламент. По-моему, он остался у нас как некий атавизм на память об идее Уральской республики. Вообще-то, не было никакой необходимости в двухпалатном Законодательном Собрании. Ведь от того, что мы дважды, а не один раз, как сейчас, проводили через чтения в парламенте проекты новых законов, ничего по большому счёту не менялось.
Но эту работу надо продолжить. У нас масса ненужных структур, ликвидация которых даст только экономию средств. Я считаю, что надо ликвидировать управленческие округа, Уставный суд, ряд министерств и департаментов.
— Какие из региональных законов, принятых за прошедшие двадцать лет, вы бы назвали на-иболее значимыми для Среднего Урала?
— Прежде всего, это действующий у нас большой блок социальных законов. Напомню, инициатором значительной части этих законов изначально выступала именно фракция КПРФ. Другое дело, что потом сами законопроекты неоднократно переписывались, менялись их названия и список авторов. Напомню, в своё время так получилось с нашими идеями о принятии областных законов о региональном материнском капитале и об установлении льгот по транспортному налогу. Сейчас мы «проталкиваем» через парламент закон о детях войны.
— Важная часть деятельности любого депутата — работа в избирательном округе. О каких проблемах чаще всего говорят вам избиратели?
— С большим отрывом тут лидирует жилищно-коммунальное хозяйство: бесконечный рост тарифов, совершенно не соответствующее такому непрерывному повышению цен качество жилищно-коммунальных услуг, бесконтрольность управляющих компаний.
На втором месте — нехватка мест в детских садах. На третьем — вызывающее нарекания качество услуг в здравоохранении и образовании. Из общения с уральцами я вижу, что люди сегодня порой боятся лишний раз обращаться в медучреждения. Им не хочется сталкиваться с чёрствостью и невнимательностью медперсонала.
— На ваш взгляд, какая форма депутатского контроля сегодня может быть наиболее эффективной?
— Знаете, тут сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, у нас есть много форм депутатского контроля. Но с другой стороны, нет, на мой взгляд, самого главного — федерального закона о парламентском контроле. Сейчас этот вопрос, кстати, подняли наши коллеги из Государственной Думы. Они уже начинают обсуждать этот вопрос.
В идеале такой федеральный закон должен дать право парламенту инициировать расследования тех или иных проблем, в том числе и с помощью сотрудников МВД. До тех пор пока подобный документ не будет принят, депутатский контроль будет оставаться слабым. В реальности сегодня видны только усилия отдельных депутатов, направляющих свои запросы в различные организации с разной степенью результативности.
— По какому принципу вы расходуете свой депутатский миллион?
— Наш фракционный подход — отдавать деньги детям. К сожалению, в образовательных учреждениях у нас существует очень много проблем. Помимо строительства новых детских садов, нужно решать вопросы с их снабжением всем необходимым.
В 2012 году мы вдвоём с коллегой Евгением Касимовым израсходовали свой депутатский миллион на приобретение игрушек, инвентаря и развивающих игр для 34 детских садов Орджоникидзевского района Екатеринбурга. В 2013 году я направил эту сумму на покупку белья для детсадов того же Орджоникидзевского района. Все мои коллеги-коммунисты вложили эти средства в детей Свердловской области.