Установление межпарламентских контактов
4 апреля 2014, 02:06
Осенью 2013 года свердловские депутаты принимали в гостях большую делегацию коллег из Пермского края. Фото Александра Зайцева.
Законодательное Собрание Свердловской области более десяти лет развивает межпарламентские связи с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, парламентами стран ближнего и дальнего зарубежья и их регионов.
Подписано 23 документа о межпарламентском сотрудничестве, в том числе двенадцать — с законодательными органами субъектов РФ, одиннадцать — с парламентами иностранных государств и их регионов.
В разные годы комиссию по межпарламентской деятельности возглавляли Вера Соколкина, Людмила Бабушкина, Максим Серебренников.
Основополагающим направлением межпарламентской деятельности является сотрудничество с законодательными органами власти субъектов РФ.
Главной целью межпарламентского сотрудничества является обобщение положительного законотворческого опыта с целью его внедрения в Свердловской области.
К примеру, в нашей области принят и действует закон «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнёрстве», который открывает инвесторам новые возможности для долгосрочных инвестиций с управляемыми рисками в отраслях, ранее недоступных для частных инвесторов. До его принятия законодатели ознакомились с опытом развития государственно-частного партнёрства в рамках межпарламентского сотрудничества с Китаем в ходе визитов парламентских делегаций Свердловской области в Харбин в 2009 и 2011 годах.
Принят закон «О технопарках в Свердловской области», предусматривающий предоставление инновационным предприятиям и проектам производственных площадей на льготных условиях, а также оказание ряда сервисных услуг. Впервые депутаты ознакомились с опытом создания и законодательного обеспечения деятельности технопарков в рамках визита в город Брно (Чехия) в 2006 году.
Одним из важнейших направлений межпарламентской деятельности Законодательного Собрания Свердловской области являются контакты с субъектами Уральского федерального округа (Курганская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ). В рамках взаимодействия в двустороннем формате ведётся обмен делегациями с Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, парламентарии ведут переговоры с коллегами из региональных парламентов, знакомятся с работой органов исполнительной власти, социальных учреждений, посещают культурные организации, объекты спортивной инфраструктуры и ведущие предприятия. В рамках визита в Ханты-Мансийский автономный округ в декабре 2010 года депутаты Законодательного Собрания Свердловской области приняли участие в «круглом столе» на тему «Социальная защита лиц пожилого возраста: опыт и новые решения Среднего Урала и Югры».
В ходе обмена опытом депутаты принимают участие в заседаниях профильных комитетов, «круглых столах», депутатских слушаниях. Так, в июне 2012 года депутаты Законодательного Собрания Свердловской области побывали в Курганской области, где приняли участие в заседании комитета Курганской областной Думы по экономической политике, а также в заседании президиума Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области. В ноябре 2012 года делегация Курганской областной Думы посетила Законодательное Собрание Свердловской области и приняла участие в депутатских слушаниях на тему «О проблемах обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области в связи со вступлением РФ в ВТО».
Развивается сотрудничество в многостороннем формате: в 2005 году было заключено Соглашение о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав УрФО. В октябре 2009 года председатели парламен-тов субъектов УрФО провели рабочую встречу в Екатеринбурге, в рамках которой обсудили текущие и перспективные вопросы сотрудничества регионов Урала.
Активно развивается парламентское сотрудничество с субъектами Северокавказского федерального округа (Чеченская Республика, Республика Ингушетия).
Будучи одним из наиболее важных промышленных и оборонных центров Советского Союза, Свердловская область до 1991 года оставалось закрытой для иностранцев. Сегодня наш регион стал одним из ведущих центров международной активности.
В 2003 и 2010 годах в Екатеринбурге проходили встречи лидеров России и Германии в рамках российско-германских межгосударственных консультаций, в 2009 году — встреча лидеров стран ШОС и встреча в формате БРИК. В 2013 году Екатеринбург принимал участников саммитов Россия—ЕС и Россия —Казахстан.
В сентябре 2012 года было официально объявлено решение ассоциации ФИФА, согласно которому Екатеринбург включён в число одиннадцати российских городов — организаторов матчей в рамках чемпионата мира по футболу 2018 года.
Международные парламентские связи Законодательного Собрания Свердловской области развиваются с 2005 года. Первым опытом международного парламентского взаимодействия свердловских депутатов стал визит в Свердловскую область делегации Постоянного комитета Собрания народных представителей провинции Хэйлунцзян (Китай).
Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с рекомендациями Федерального Собрания РФ одним из первых в России установило парламентские контакты с Народным Собранием Республики Абхазия, а в марте 2009 года подписало Меморандум о межпарламентском сотрудничестве. Через полтора года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Свердловской областью и Республикой Абхазия по линии исполнительной власти.
С целью реализации единой внешнеполитической линии России Законодательное Собрание Свердловской области взаимодействует с Представительством Министерства иностранных дел России в Екатеринбурге.
Законодательное Собрание Свердловской области успешно развивает взаимодействие на пространстве СНГ. В последние годы значительное развитие получили парламентские контакты с Киргизской Республикой, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения.
Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области регулярно участвуют в составе миссий наблюдателей на выборах, проводимых в странах СНГ. В 2012–2013 годах свердловские депутаты были наблюдателями на выборах депутатов Национального Собрания Республики Армения, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, президента Республики Армения. В ноябре 2013 года по приглашению Исполкома СНГ депутаты Законодательного Собрания Свердловской области наблюдали за выборами президента Республики Таджикистан. Такие визиты дают возможность депутатам ознакомиться не только с организацией выборов и политическим ландшафтом, но и с избирательным законодательством соответствующего государства с целью возможного внедрения положительного опыта в Свердловской области.
Из европейских государств наиболее активны парламентские контакты с Чешской Республикой и Пльзеньским краем этого государства. Дружеские связи Среднего Урала с Западно-Чешской областью развиваются ещё с середины прошлого века. Были установлены образовательные контакты, связи между Уральским заводом тяжёлого машиностроения и компанией «Шкода». Проводились обмены делегациями, группами, взаимные стажировки рабочих специалистов «от станка к станку», встречи пионеров и школьников, спортсменов, участников художественной самодеятельности, представителей творческой интеллигенции.
Одним из примеров успеха «парламентской дипломатии» является установление партнёрства между Свердловской областью и Малопольским воеводством Республики Польша. Первые контакты двух наших регионов были установлены в рамках Форума регионов России и Польши, проходящего под эгидой спикеров верхних палат парламентов России и Польши. В сентябре 2010 года по приглашению депутатов Законодательного Собрания Свердловскую область посетила представительная польская делегация под руководством маршала Сената Республики Польша Богдана Борусевича. Это был первый визит польской делегации такого уровня в Свердловскую область.
При содействии парламентариев развивается сотрудничество по линии высших учебных заведений. В рамках визита парламентской делегации Свердловской области в город Грац (Австрия) были установлены контакты между Уральским государственным горным университетом и Университетом Леобена (город Грац). Уральский федеральный университет имени первого Президента России Бориса Ельцина имеет соглашения с вузами и организациями Чешской Республики: Высшей школой экономики в Праге; Карловым Университетом (Прага); Западночешским Университетом (Пльзень). Депутатами Законодательного Собрания установлены контакты с Университетом Харбина. Посетив данный университет в 2006 году, депутаты по просьбе представителей научных кругов Харбина передали кафедре востоковедения УрГУ учебные пособия по китайскому языку.
Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области принимали активное участие в мероприятиях в рамках XII раунда российско-германских межгосударственных консультаций, X Германо-Российского форума общественности «Петербургский диалог», которые прошли в Екатеринбурге. В 2010 году в Законодательном Собрании Свердловской области прошло VI заседание Российско-Германского молодёжного парламента. С мая 2011 года действует Меморандум о сотрудничестве между Законодательным Собранием Свердловской области и Ландтагом федеральной земли Рейнланд-Пфальц. Это первый документ о межпарламентском сотрудничестве на уровне регионов в истории российско-германских отношений.
В июле 2013 года в Законодательном Собрании Свердловской области прошла встреча с делегацией правления Европейского института омбудсменов. В состав делегации вошли представители Италии, Австрии, Германии, Королевства Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, Украины.
В рамках развития международных парламентских связей Законодательное Собрание Свердловской области взаимодействует с руководством дипломатических миссий, аккредитованных в Екатеринбурге. Проводятся рабочие встречи с дипломатами по различным вопросам двустороннего сотрудничества.
За последние годы межпарламентское сотрудничество превратилось в реально функционирующий механизм развития международных отношений не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Социальная и политико-правовая ценность межпарламентского сотрудничества не вызывает сомнений.