Взгляд на парламент накануне 20-летия
3 апреля 2014, 21:58
Председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.
О том, как живёт наш парламент, рассказала «ОГ» председатель Законодательного Собрания Людмила БАБУШКИНА.
Итоги бурного двадцатилетия
— В каких сферах законодательства наши депутаты за прошедшие двадцать лет стали первопроходцами?
— Если подводить итоги двадцатилетней деятельности Законодательного Собрания, то настоящими первопроходцами я бы назвала депутатов именно первого созыва. Перед ними стояла непростая задача — построить фундамент регионального законодательства. Депутаты нашей областной Думы одними из первых в стране приняли Устав Свердловской области, закон об Уполномоченном по правам человека, создали Уставный суд.
Депутаты Законодательного Собрания сформировали Избирательный кодекс, положениями которого мы руководствуемся до сих пор. Благодаря этому в последующие годы при изменениях федерального законодательства мы вносили поправки в свой кодекс, а не принимали новые законы. Это намного проще и эффективнее.
Сейчас избран седьмой созыв депутатов Законодательного Собрания, и каждый созыв оставил свой след в истории. За прошедшие двадцать лет многое изменилось, сам подход к законотворчеству стал качественно иным. Кроме того, и структура Законодательного Собрания изменилась. В 1996 году у нас был сформирован двухпалатный парламент, а в 2011 году вновь перешли к однопалатной системе, по которой и работаем сейчас. У нас пятьдесят депутатов, четыре политические фракции. Хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, каждый созыв Законодательного Собрания полностью выполнял те задачи, которые ставились перед ним в тот момент.
— Людмила Валентиновна, у вас есть поистине уникальный опыт работы руководства и двухпалатным, и однопалатным парламентом. На ваш взгляд, что приобрело или что потеряло Законодательное Собрание в связи с переходом к однопалатной структуре?
— Вы помните, что 1996 год, когда у нас был создан двухпалатный парламент, выдался очень непростым для всей страны. Действовало очень много различных политических партий и общественных движений. В законодательном органе ни одна из политических сил не имела большинства. В результате областная Дума порой по полгода не имела возможности созвать заседание, чтобы принять необходимые законы или какие-то другие важные для уральцев решения.
В тех условиях именно Палата представителей, состоявшая из глав муниципальных образований, руководителей крупнейших промышленных предприятий, работников бюджетных организаций, взяла на себя полноту ответственности за консолидацию общественных движений, представленных в Законодательном Собрании.
— А каким образом распределились обязанности между двумя палатами парламента?
— В соответствии с принятым Уставом областная Дума получила право принимать законы и передавать их для одобрения в Палату представителей, толковать законы Свердловской области, давать согласие на назначение и освобождение председателя правительства Свердловской области, решать вопрос о доверии правительству Свердловской области, согласовывать назначение прокурора Свердловской области, избирать по представлению губернатора судей Уставного суда Свердловской области.
В компетенцию Палаты представителей входило одобрение законов, принятых областной Думой, принятие постановлений об обращении в Конституционный суд Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания, назначение выборов губернатора Свердловской области и отрешение губернатора от должности, принятие решений о проведении областного референдума и иные полномочия в соответствии с Уставом Свердловской области.
Стабилизация политической ситуации в стране, изменения федерального законодательства, сократившие полномочия Палаты представителей, и необходимость быстрыми темпами развивать экономику заставили нас перейти к однопалатному парламенту. Ускорение темпов социально-экономического развития потребовало от Законодательного Собрания изменения процедуры принятия законов, в том числе направленных на привлечение в регион дополнительных инвестиций, техническую модернизацию производств, развитие малого и среднего предпринимательства.
Однопалатный парламент позволяет нам избежать двукратного рассмотрения одних и тех же законопроектов, ускоряет процедуру принятия законов.
— А на качестве принимаемых законов это не сказалось?
— Я уверена, что от изменения структуры нашего Законодательного Собрания качество принимаемых законов ничуть не пострадало. Каждому заседанию предшествует очень длительная, серьёзная работа. Семь профильных комитетов обеспечивают глубокое изучение ключевых вопросов важнейших направлений в экономике, бюджетной политике, в промышленности, в сельском хозяйстве. Профессионализм и компетентность депутатов, высокая степень ответственности перед избирателями позволяют нам ставить во главу угла интересы людей. Мы подходим к оценке принимаемых законов взвешенно, с учётом возможностей бюджета и того, как они отразятся на качестве жизни населения.
Безусловно, каждый из депутатов имеет собственное мнение по обсуждаемым законопроектам. Поскольку мы должны принять коллегиальное решение, моя задача как председателя заключается в том, чтобы направить дискуссию в конструктивное русло.
Широко привлекаются к обсуждению законопроектов общественность, институты гражданского общества. Все законопроекты, которые принимаются к рассмотрению, в обязательном порядке публикуются на сайте Законодательного Собрания, чтобы граждане могли с ними ознакомиться и направить депутатам свои замечания и предложения. Мы регулярно проводим депутатские слушания, у нас действует «Открытая трибуна», в рамках которой обсуждаются законопроекты, вызывающие наибольший общественный резонанс. И это нам значительно помогает: в ходе открытой дискуссии мы получаем точное понимание того, какие механизмы, регулирующие экономику или социальную сферу, нужно запустить.
День сегодняшний
— Наше Законодательное Собрание одним из первых среди парламентов субъектов РФ стало ежегодно готовить Доклад о состоянии регионального законодательства. Почему на Среднем Урале уделяется столь подчёркнутое внимание этому документу?
— Да, действительно, с 2009 года мы формируем Доклад о состоянии регионального законодательства и эффективности его применения. Напомню, четыре года назад мы, работая над первым таким докладом, проанализировали все областные законы, начиная с 1996 года. С 2010 года стали готовить этот документ ежегодно. Следует подчеркнуть особую роль Института регионального законодательства при подготовке доклада. Именно благодаря их экспертной оценке правовых норм документ приобретает важное практическое значение.
Предметом анализа при подготовке доклада о состоянии регионального законодательства является эффективность не только законов, но и указов губернатора, и постановлений областного правительства. Это позволяет оценить не только качество законов, но и системы законодательства в целом. В 2013 году принят региональный закон о мониторинге законодательства и практике его применения, определивший ответственных за эту работу. Всё это позволяет нам выработать единый подход к формированию планов законотворчества.
Нам стало проще работать над своим докладом, поскольку Совет Федерации Российской Федерации публикует свой доклад о состоянии законодательства в стране. Теперь мы можем работать, ориентируясь на этот федеральный документ. Причём мы обращаем особое внимание на исполнение задач, поставленных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию.
Кроме того, мы оцениваем эффективность законов, встречаясь с нашими избирателями. Ведь любой документ принимается в конечном итоге для людей.
Именно они, прежде всего, замечают все достоинства или недостатки того или иного закона.
— Как вы в связи с этим оцениваете взаимодействие нашего Законодательного Собрания с правительством Свердловской области?
— Безусловно, сотрудничество с исполнительными органами власти у нас очень тесное. По-другому нельзя. Губернатор и областное правительство обладают правом законодательной инициативы. Из своего опыта скажу: чтобы подготовить качественный проект нового закона, нужно очень много поработать совместно с исполнительной властью. Требуются аналитические материалы о ситуации в той или иной сфере, необходимо продумать механизм реализации закона, поскольку реализация любого закона требует в последующем принятия исполнительной властью пакета соответствующих нормативных документов. Без этого ни один закон эффективно не заработает. Сложные задачи, которые стоят перед нашим обществом, требуют совместных слаженных действий исполнительной и законодательной власти.
— Депутаты из разных регионов нередко сетуют на то, что их инициативы очень тяжело идут через Госдуму. Как решает эту проблему наше Законодательное Собрание? Насколько помогает в этом Совет законодателей при Федеральном Собрании, в котором, как я знаю, вы активно работаете?
— Как раз сейчас Совет законодателей, в президиуме которого я представляю Уральский федеральный округ, разрабатывает наиболее эффективный механизм прохождения региональных законодательных инициатив. Одновременно в рамках Совета мы обсуждаем те проблемы, которые невозможно урегулировать на региональном уровне и необходимо выносить в федеральный парламент.
Например, по такому алгоритму рассматривался вопрос о сложностях с трудоустройством инвалидов. Мы совместно с другими регионами России направили письмо министру труда РФ, в котором предложили усилить некоторые положения федерального законодательства. В результате многие проблемы, на которые мы обращали внимание руководства страны, начали решаться.
Мы много занимались ЖКХ, обращались и в Правительство РФ, и в Государственную Думу. В частности, вы, наверное, помните, такие письма мы направляли по поводу разъяснения механизма оплаты энергоресурсов за общедомовое потребление. Нас, депутатов из Свердловской области, поддержали коллеги из других регионов. Благодаря тому, что на наше обращение оперативно среагировало руководство страны, удалось быстро снять нараставшее в тот момент социальное напряжение.
Когда рассматривался проект нового федерального закона об образовании, у себя в регионе мы горячо обсуждали его текст. Трижды законодатели обращались к Правительству РФ с просьбой временно не вносить этот документ в Госдуму. Все три раза наши обращения были услышаны и законопроект возвращался на доработку. В результате новый закон об образовании принят с учётом предложений от регионов.
Государственная Дума организовала дискуссию по этому законопроекту в режиме видеоконференции. В общей сложности от Свердловской области поступило более 150 поправок к тексту этого документа. Безусловно, не все были учтены, но наиболее важные из них вошли в текст нового закона.
В таком же режиме мы обсуждали проекты федеральных законов о полиции и о здравоохранении. В целом хочу отметить, что Совет законодателей — это орган, который позволяет сконцентрировать предложения по самым проблемным вопросам. Мы признательны председателю Совета Федерации РФ Валентине Ивановне Матвиенко и спикеру Государственной Думы Сергею Евгеньевичу Нарышкину за то, что они поддерживают такой формат диалога с регионами.
Всего за минувшие двадцать лет шесть законодательных инициатив Законодательного Собрания Свердловской области уже стали федеральными законами. Один законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе.
— Людмила Валентиновна, а насколько активен диалог областных депутатов с их избирателями?
— Когда тот или иной законопроект заходит на рассмотрение, мы в первую очередь ориентируемся на мнение жителей нашего региона. Приведу конкретные примеры законов, которые появились как раз благодаря такому диалогу, когда инициатива общественных организаций становилась законом. Мы одними из первых в стране приняли областной закон о региональном материнском капитале. У нас действует закон о знаке отличия «Совет да любовь». Он поднимает статус супругов, которые долго и счастливо прожили в браке, стали примером дружной семьи не только для своих детей, но и для окружающих людей. По предложению Областного Совета ветеранов Свердловской области мы приняли закон о почётном знаке «За заслуги в ветеранском движении».
Хочу подчеркнуть, что депутаты Законодательного Собрания уделяют особое внимание исполнению социальных законов. Неслучайно более семидесяти процентов нашего областного бюджета составляют расходы на социальные нужды. Конечно, в связи с этим нам необходимо думать об увеличении доходов нашего областного бюджета.
— Какие формы депутатского контроля вы считаете наиболее эффективными?
— Депутаты Законодательного Собрания контролируют исполнение принятых законов. Мы понимаем, что каким бы качественным закон ни был, он имеет смысл, только если исполняется в полной мере. Причём, на мой взгляд, особенно важно делать это не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Это позволяет исключить ситуацию, когда реализация каких-либо важных положений закона сдерживается неисполнительностью муниципалитетов, не принявших вовремя необходимые нормативные акты.
Именно поэтому важно осуществлять контроль на всех уровнях власти, привлекать для этого общественность.
В аппарате Законодательного Собрания есть отдел по обеспечению контроля за соблюдением областного законодательства и взаимодействия с органами местного самоуправления. Финансовую сторону исполнения законов нам помогает контролировать Счётная палата Свердловской области, которая проверяет расходование средств регионального бюджета, его исполнение. Ежегодный доклад о состоянии законодательства в Свердловской области, который мы подготовили одними из первых в стране и о котором мы с вами уже говорили, — это тоже часть планомерной работы по контролю.
День завтрашний
— Руководство страны поставило перед россиянами задачу — к 2020 году войти в пятёрку крупнейших экономик мира по размеру внутреннего валового продукта. Какие перспективные программы необходимо реализовать для того, чтобы на Средний Урал приходили инвестиции?
— Во-первых, необходима внятная программа социально-экономического развития. У нас она есть. Мы внесли в неё изменения, необходимые для реализации майских указов Президента России, его Послания Федеральному Собранию РФ.
В частности, для развития промышленности, малого и среднего бизнеса мы приняли региональный закон о государственно-частном партнёрстве. Он позволяет сегодня бизнесу и органам власти объединять усилия для строительства различных важных для региона объектов.
В качестве одного из примеров успешных проектов государственно-частного партнёрства в Свердловской области можно отметить создание Технического университета Уральской горно-металлургической компании, открытие которого состоялось в прошлом году. Реализация этого проекта — уникальный пример государственно-частного партнёрства в сфере профессионального образования. Проект был реализован Уральской горно-металлургической компанией и Уральским федеральным университетом имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина при поддержке органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области. Было выстроено современное здание общей площадью 11 тысяч квадратных метров. В современнейшем учебном заведении планируется обучать до 12 тысяч человек в год на базе высшего и среднего профессионального образования.
Технический университет позволил установить прямую связь между современным производством и профессиональным образованием. И дальше этот проект будет развиваться в связи учебного и производственного процессов и научной деятельности, обеспечив тем самым синергию производства, науки и образования.
Из наиболее близких к реализации проектов государственно-частного партнёрства стоит обратить внимание и на начатое в феврале 2012 года строительство Многопрофильного медицинского центра в городе Нижний Тагил. Совместные инвестиции в проект составят более 4 млрд. рублей, в том числе, благодаря поддержке депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, на строительство из областного бюджета были выделены 1,2 млрд. рублей. Медицинский комплекс общей площадью 55 тысяч квадратных метров по технологиям, оборудованию, логистике будет соответствовать лучшим европейским стандартам и позволит пациентам пройти полный цикл лечения ортопедических и вертебрологических проблем. Новый медицинский центр позволит сделать доступной медицину европейского уровня даже для жителей отдалённых и самых малых территориальных образований Уральского региона.
Законом «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» предусмотрено введение новых категорий налогоплательщиков для получения особых налоговых преференций — участников реализации приоритетных инвестиционных проектов в области строительства, модернизации и реконструкции предприятий.
В связи с необходимостью установления общих правил предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности на территории Свердловской области принят Закон «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области».
Развитие малого и среднего предпринимательства наряду с крупными промышленными предприятиями — не менее важная задача для законодателей. В Свердловской области зарегистрировано более 200 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса.
Законом об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощённой системы налогообложения предусмотрена пониженная налоговая ставка в размере 5 % для микропредприятий, осуществляющих экономически приоритетные виды деятельности. Для иных налогоплательщиков ставка снижена с 10 до 7%.
Оптимизировать затраты индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, позволил Закон Свердловской области «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области».
Для снятия излишних административных барьеров в строительстве была отменена необходимость получения разрешений на строительство и реконструкцию линий электропередач, водопроводов, газопроводов и других инженерно-транспортных инфраструктурных объектов.
Одним из приоритетных направлений является поддержка агропромышленного комплекса. Базовым законом, определяющим порядок предоставления государственной поддержки, является Закон Свердловской области «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области». Серьёзный потенциал для развития агропромышленного комплекса Свердловской области заложен и в Законе «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области».
Как результат — наш промышленный регион стабильно входит в десятку субъектов Российской Федерации — лидеров по производству молока, яиц, мяса птицы. В Уральском федеральном округе область на первом месте по производству молока и продуктивности коров, на втором — по производству мяса скота и птицы и куриных яиц.
Для защиты прав предпринимателей в Свердловской области был законодательно определён институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Первый Уполномоченный по защите прав предпринимателей уже назначен губернатором Свердловской области.
В целом я думаю, что перспективы развития Среднего Урала выглядят оптимистично. Нынешний этап развития нашей страны и её регионов позволяет с уверенностью смотреть в будущее и говорить о том, что промышленная Свердловская область и дальше будет динамично развиваться.