Два с половиной года назад свердловское Заксобрание стало однопалатным

22 марта 2014, 03:32
20 декабря 2011 года: Людмила Бабушкина только что избрана председателем Законодательного Собрания Свердловской области. Фото Андрея Мальцева.

20 декабря 2011 года: Людмила Бабушкина только что избрана председателем Законодательного Собрания Свердловской области. Фото Андрея Мальцева.

Продолжая цикл публикаций к двадцатилетию законодательной власти Среднего Урала, «ОГ» рассказывает о поистине судьбоносном времени для нашего парламента — 2011 годе, когда кардинально изменилась структура Законодательного Собрания Свердловской области.

15 лет парламент был двухпалатным

Изначально наш региональный парламент возник как однопалатный — в апреле 1994 года была сформирована Свердловская областная Дума. Однако через два года, в 1996 году, он стал двухпалатным, состоящим из областной Думы и Палаты представителей. Это было сделано для того, чтобы появилась возможность представить в региональном парламенте максимально большой спектр политических взглядов, существоваших в обществе.

С точки зрения председателя Законодательного Собрания Людмилы Бабушкиной, для 1996 года это было верное решение. В разговоре с корреспондентом «ОГ» она напомнила, что в девяностых годах ни одна партия не имела на Среднем Урале парламентского большинства. В итоге депутаты областной Думы порой по полгода не могли собрать кворум, необходимый для открытия заседания. В результате политические разногласия существенно тормозили процесс принятия региональных законов или каких-то других важных для уральцев решений. В тех условиях именно Палата представителей брала на себя всю полноту ответственности за работу законодательного органа, гасила конфликты, которые возникали в политизированной областной Думе.

Однако с течением времени ситуация изменилась. К 2010 году стало ясно, что нужно ускорить работу над законопроектами. Поэтому в ходе принятия нового Устава Свердловской области было решено сформировать однопалатный парламент из пятидесяти депутатов со сроком полномочий на пять лет. Напомним, до этого в областную Думу избирались 28 депутатов (срок подномочий — четыре года), а в Палату представителей — 21 (срок полномочий — два года). Причём депутатский корпус областной Думы формировался по ротационному принципу: каждые два года избиралась половина её состава (14 из 28 депутатов).

После 4 декабря 2011 года

Выборы в однопалатное Законодательное Собрание Свердловской области состоялись 4 декабря 2011 года. Они были досрочными, поскольку у значительной части парламентариев полномочия ещё не истекли (половину депутатов областной Думы избрали совсем недавно, 14 марта 2010 года).

Кроме того, в декабре 2011 года была опробована новая процедура проведения выборов в Законодательное Собрание: одну половину депутатов избрали по партийным спискам, вторую — по одномандатным округам. По итогам состоявшегося голосования семипроцентный барьер преодолели четыре партии. «Единая Россия» («ЕР») завоевала 33,12 процента голосов избирателей, принявших участие в выборах, «Справедливая Россия» — 27,31 процента, КПРФ — 17,45 процента, ЛДПР — 15,87 процента. В результате были сформированы четыре фракции: «ЕР» — 29 человек, «Справедливая Россия» — 9 (после того, как ряды справедливороссов покинула Людмила Мельникова, в этой фракции осталось 8 человек), КПРФ — 7, ЛДПР — 4. Одновременно создано семь профильных комитетов и шесть комиссий.

Важный нюанс: по итогам выборов депутатский корпус нашего Законодательного Собрания обновился практически на половину. Кроме того, по новому Уставу Свердловской области установлена чёткая методика определения кворума. Он должен составлять пятьдесят процентов и один голос от общего числа депутатов. Напомним, ранее для открытия заседания необходимо было собрать в зале две трети парламентариев.

Стоит отметить, что среди областных депутатов до сих пор нет единого мнения о том, насколько необходимыми были состоявшиеся перемены. Одни, как Валерий Савельев, например, уверены, что через какой-то промежуток времени наше Законодательное Собрание вернётся к двухпалатной системе. Другие, как лидер фракции КПРФ Нафик Фамиев, наоборот, изначально не видели никакой пользы в разделении одного парламента на областную Думу и Палату представителей.

— Честно говоря, я увидел в переходе к однопалатному парламенту только один плюс — отпала необходимость часто проводить выборы, — пояснил для «ОГ» руководитель фракции ЛДПР Денис Носков. — Теперь точно известно, что они будут проходить один раз в пять лет в единый день голосования. Это позволяет политическим партиям и депутатам сконцентрироваться на конкретной помощи населению, а не заниматься бесконечно самопиаром. Я считаю, работать надо, а не о выборах думать, тогда нам будет не стыдно смотреть в глаза избирателям.

На первом заседании однопалатного Законодательного Собрания, состоявшемся 20 декабря 2011 года, его председателем избрана депутат от Богдановичского одномандатного округа № 4 Людмила Бабушкина. По её мнению изменение структуры Законодательного Собрания ничуть не ухудшило качество принимаемых законов. Да, отныне нет необходимости рассматривать одни и те же документы дважды: сначала в областной Думе, а потом — в Палате представителей. Но зато теперь семь профильных комитетов Законодательного Собрания много и серьёзно работают, готовя проекты новых законов к принятию на основном заседании областного парламента.

— Безусловно, переход от двухпалатного парламента к однопалатному принёс пользу, — поддержала такую точку зрения вице-спикер Законодательного Собрания Елена Чечунова. — Он позволил объединить депутатов, избранных по двум различным принципам — по партийным спискам и по одномандатным округам. Сегодня у нас, в Законодательном Собрании, бок о бок трудятся и одномандатники, защищающие интересы муниципалитетов, и представители разных партий. Такое соединение людей с различными политическими взглядами достаточно конструктивно, поскольку оно даёт возможность со всех сторон посмотреть на принимаемые законы. Ведь интересы разных мунципалитетов нередко противоречат друг другу. Плюс к тому партийные принципы тоже заметно отличаются. Это значит, что нужна длительная дискуссия, для того чтобы найти компромисс. Но в конечном итоге все наши споры работают на пользу жителей Среднего Урала.