Время депутатских рекордов было 10 лет назад
10 января 2014, 19:00
С докладом перед депутатами областной Думы и Палаты Представителей выступает Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Фото Андрея Мальцева.
В продолжение серии публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале «ОГ» рассказывает о 2003 и 2004 годах – времени, когда наш парламент ставил собственные рекорды по количеству принятых законов.
Начало 2003 года было ознаменовано празднованием 300-летия российской печати. Не остались в стороне и региональные парламентарии – в редакцию «Областной газеты» прибыла большая делегация Законодательного Собрания Свердловской области. Поздравляя журналистов, депутаты отметили роль и значение средств массовой информации:
– Наличие свободной прессы радикальным образом меняет общество, –заметили гости. – «Областная газета» – это официальное издание, и мы понимаем, как вам непросто работать, чтобы сделать газету интересной. Но вы справляетесь. Хотим пожелать вам и дальше наращивать тираж…
Что касается непосредственно законотворческой работы, то в начале года она у наших парламентариев не очень-то ладилась. Заседания областной Думы никак не могли начаться по причине отсутствия кворума, то есть необходимого количества депутатов.
А всё из-за политики, из-за предстоявших тогда, в сентябре 2003 года, выборов губернатора… Апофеозом же думского противостояния стало отстранение от должности спикера нижней палаты Николая Воронина. Правда, депутат добился справедливости – через суд Николай Андреевич был восстановлен в должности председателя областной Думы.
А когда выборные страсти улеглись и жители Свердловской области вновь избрали своим губернатором Эдуарда Росселя, областная Дума заработала в нормальном режиме.
В 2003 году заседания областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области нередко проходили совместно. Фото Андрея Мальцева.
К новому, 2004 году законодательная активность резко возросла. Депутаты областной Думы собирались на заседания практически каждую неделю, чтобы принять важные для региона законы в установленные сроки. В том числе и главный финансовый документ Свердловской области – бюджет на 2004 год.
К наиболее значимым событиям 2003 года можно отнести и завершение работы по формированию института мировой юстиции: к концу года депутаты областной Думы назначили мировых судей на все 207 участков, положенных нашему региону.
Политический сезон 2004 года в Свердловской области начался с выборов. В марте россияне переизбрали на второй срок Президентом РФ Владимира Путина, наполовину обновилась областная Дума и полностью – Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области. Выборы в региональный парламент были непростыми. Впервые уральцы избирали депутатов областной Думы только по спискам федеральных партий, а не региональных движений, как это было раньше.
После подведения итогов голосования областной избирком объявил, что лидером выборной кампании в областную Думу стала партия «Единая Россия», тогда за неё свои голоса отдали более 38 процентов жителей Среднего Урала. Вновь избранным единороссам досталось восемь депутатских мандатов. По два мандата получили представители ЛДПР и КПРФ: на выборах у них оказалось по девять процентов голосов пришедших на избирательные участки свердловчан. «Партия возрождения России» и «Союз бюджетников Урала», преодолев пятипроцентный барьер, смогли отправить в областную Думу по одному своему представителю. Таким образом, в 2004 году существенно изменилась политическая структура областной Думы.
В Палате Представителей Законодательного Собрания из девятнадцати депутатов-одномандатников четырнадцать одержали победу под флагом «Единой России». Уже на первых заседаниях депутаты выбрали председателей. В областной Думе эту должность занял Николай Воронин, а в Палате Представителей – Юрий Осинцев.
И законотворческая работа забурлила… За год депутаты рассмотрели и приняли 241 законопроект – это абсолютный рекорд! На заседания народные избранники приходили по три-четыре раза в месяц, хотя прежде, традиционно, все вместе встречались на четырнадцатом этаже здания областного правительства лишь один раз в две недели.
Темп работы задавала комиссия по вопросам местного самоуправления во главе с депутатом Галиной Артемьевой. Это понятно: всего за год в Свердловской области нужно было выполнить требования федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Стоит отдать должное нашим парламентариям, с поставленной задачей они справились. Депутаты не только определили границы муниципалитетов, но и разработали модельные уставы городского округа, муниципального района и сельского поселения, по которым муниципалы смогли принять новые уставы.
Безусловно, в повестке дня каждого парламентского заседания была «социалка». В рамках реализации 122 федерального закона, больше известного в народе как закон о монетизации льгот, областные парламентарии приняли ряд законопроектов о поддержке ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Решили, что свердловские льготники не будут переведены с натуральных льгот на денежную компенсацию. Как показал опыт других регионов, тогда это решение было верным.
Были приняты законы о ежемесячном пособии на ребёнка, увеличили пособия для опекунов, малоимущих семей. О «детский вопрос» депутаты спотыкались не раз, порой срывая кворум и голосовые связки.
В этом же году депутаты приняли несколько важных областных программ, касавшихся улучшения материально-технической базы больниц, школ и учреждений культуры.
Не сразу наладилась у народных избранников работа над внесением изменений в Устав Свердловской области, который нужно было привести в соответствие с федеральным законодательством. Без этих поправок невозможно было приступить к принятию бюджета следующего года. Некоторые депутаты ставили перед собой цель не допустить принятия поправок. Они перестали приходить на заседания, но тем не менее этот законопроект приняли.
Напоследок стоит отметить: бюджет 2005 года был принят ещё в середине декабря, что для областной Думы той поры тоже стало рекордом – обычно главный финансовый документ области принимали либо перед самым боем курантов, либо в первые дни нового года.