Мысли вслух: Евгений Куйвашев про дороги
3 декабря 2013, 01:31
Фото Александра Зайцева.
Ещё 20 лет назад мы не думали, что у нас будет столько машин, нередко даже по две на семью, как сейчас. Иметь «шестёрку» (ВАЗ-2106) считалось пределом мечтаний, а «Волгу» — так вообще зашкаливало. То есть просто не было потребности в организации движения. Железнодорожное сообщение, ну иногда самолёты.
А ведь дороги — это совершенно особая вещь. США победили Великую депрессию именно за счёт строительства автомобильных магистралей. Во-первых, сумели найти занятие для безработных, которых было под 30 миллионов (пусть и с самой минимальной оплатой), а во-вторых, и это стало самым главным, дороги дали толчок развитию экономики США.
На самом деле америкацы просто взяли опыт древних римлян, которые построили огромное количество дорог в Европе ещё в незапамятные времена. И в результате США получили самую мощную экономику мира. Если XIX век — был веком железнодорожным, то XX, а тем более XXI — это век автомобильных магистралей. Мы пока застряли в XIX веке.
Дороги дают свободу не только передвижения, хотя это тоже немаловажно. Они дают возможность совершенно понятным образом распределять своё время, свою свободу, свой взгляд и отношение к тому, что ты делаешь. Можно на легковой машине сорваться с друзьями на рыбалку, а можно на «газели» перевезти товар для своего магазинчика. Это другой уровень развития. Если нет дорог — то нет и развития.
Взять хотя бы трассу Ивдель — Ханты-Мансийск. Уже сейчас многие муниципалитеты, которые расположены на этой дороге ближе к северу, оживают. Даже в период открытия магистрали уже какая-то кафешечка появляется, там пять человек работают, получают заработную плату, есть куда силы применить.
Россия — страна большая, и без дорог нам тут никак совершенно, они просто жизненно необходимы.
Конечно, меня, да и любого жителя страны, прежде всего волнует качество дорог внутри города. И чем крупнее город — тем больше резонанс. Мы сидим и смотрим, дорогу у нас починили или не починили, как её содержат — плохо или хорошо. Обывателя же в городских условиях интересует только это. А вот сельских жителей интересует вообще наличие этих дорог. Для нашей глубинки, для муниципалитета, для села — дорога крайне необходима. Она даёт самые разные возможности.
И мы постоянно сталкиваемся с дилеммой, куда вкладывать деньги — в жизненно необходимые вещи либо улучшать качество жизни человека внутри города. Надо это пропорционально делать, но, мне кажется, крайне важно обеспечить инфраструктурой населённые пункты, куда просто автомобильный транспорт доехать не может. Такие, к сожалению, у нас есть. На моей родине до сих пор нет регулярного дорожного сообщения — в половодье не проехать. И у нас в Свердловской области такая же ситуация, тоже есть населённые пункты, куда добраться можно зимой или летом только спецтранспортом. А вот представьте себе на секунду, что у нас в области нет дорог вообще! Просто мысленно взять и стереть их с карты, будто их нет — и что тогда? Дороги — это как ствол дерева, а листья — это уже то, что вокруг нарастает.
Нас ждёт очень тяжёлый год. В экономическом смысле. И дорожный фонд — тоже немного сократится. Но вместе с тем объёмы дорожного строительства не упадут. Мне понятно, что придётся помогать муниципалитетам, ведь содержание и строительство дорог в наших условиях достаточно затратное и износостойкое. Почему запрещают ездить тяжёлому транспорту весной? Потому что ещё слякоть, она проникает в поры асфальта. Ночью это замёрзло — асфальт раздавливает. И таких циклов одна дорога может в сезон выдержать, ну, сто, сто пятьдесят — и всё, и дорога приходит в негодность. Конечно, многое зависит от качества материала и работы, но равнять нас с Европой или другими странами, которые омывает тёплое течение Гольфстрима, нельзя.
Ссылаются на Финляндию, такой же климат. Да не такой там климат, как в Свердловской области. У нас резко континентальный, а у них — умеренный, переходный от морского к континентальному, который, собственно, и позволяет содержать дороги в более приглядном состоянии.
Часто слышим — у России две беды: дороги и дураки. Тяжёлая это тема. Неблагодарная. Но не говорить о ней нельзя.
Кстати
На нашем сайте можно не только прокомментировать публикацию, но и оставить свои предложения о том, по каким темам вы хотели бы узнать мнение губернатора.