Пожалуй, больше всего удивили… беспартийные. Выборы показали: количество самовыдвиженцев в Свердловской области растёт. Если в 2016 году на выборах в думы прошли 135 таких депутатов, то сейчас уже 144. И в общей политической иерархии самовыдвиженцы занимают вторую позицию (после «ЕР») – 25,35 процента от общего числа избранных депутатов.
– Выборы в муниципальные думы проводятся, как правило, по мажоритарной системе, которая позволяет кандидатам действовать самостоятельно, без привязки к партийному бренду. Чем многие и пользуются, – комментирует ситуацию Руслан Мухаметов, доцент кафедры политических наук департамента политологии и социологии Института социальных и политических наук УрФУ. – Это связано с тем, что местные выборы максимально приближены к населению, здесь, условно говоря, все друг друга знают. И формальная партийная принадлежность не играет такой решающей роли, какая имеет место быть на выборах более высокого уровня. Куда более важны личные качества конкретного кандидата, его укоренённость в данной территории, степень погружённости в её проблемы.
Активность самовыдвиженцев отметили и на региональном уровне.
– Действительно, в уральской глубинке самовыдвижение становится всё популярнее, – говорит Вячеслав Погудин, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области. – В небольших городах, а тем более в сельских населённых пунктах, где каждый человек на виду, кандидаты могут эффективно использовать личный ресурс. Если человек узнаваем, имеет активную жизненную позицию и сформировавшуюся репутацию, он может получить поддержку избирателей.
Лидер по количеству самовыдвиженцев – Дегтярск: 13 депутатов в новой думе. В Заречном в думские кресла сели 9 беспартийных, в Среднеуральске – 8, в Ачите – 7. Нет самовыдвиженцев только в четырёх думах из 35 – в Верх-Нейвинском, Ивделе, Ревде и Красноуфимске.
Влияние муниципальных дум на жизнь в территориях очень велико. Местные депутаты ближе всех к народу, и от них зависит, будет ли вовремя принят бюджет территории, какие муниципальные программы будут финансироваться, какую оценку за свою работу получит мэр округа и пр. Депутаты также следят за соблюдением уставов территорий и за соответствие всех нормативно-правовых актов действующему законодательству.
Уральцы сделали свой выбор, и несмотря на вполне ожидаемую победу «Единой России», есть над чем задуматься. Наличие ряда не самых успешных для «ЕР» округов говорит о том, что доверие к правящей партии страны, вероятно, снижается? А рост количества самовыдвиженцев, напротив, говорит о том, что шанс пробиться в муниципальную политику у несогласованных с партийными функционерами людей, несомненно, есть.
Впечатляют результаты КПРФ: это, пожалуй, единственная партия, которая в предвыборной гонке предлагала чёткую программу действий на будущее, в отличие от других партийцев, которые лишь «торговали лицом», разъезжая по территориям.
Смогут ли новые думы, очень разношёрстные по составу, работать продуктивно? Смогут ли депутаты в решающие для округов моменты (например, принятие бюджета) оставить в стороне амбиции и пойти на компромисс? Время покажет. Впереди пять лет работы. И что-то нам подсказывает, что следующие муниципальные выборы будут ещё интереснее.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».