Как сделать Екатеринбург глобальным городом?
26 июля 2013, 15:34
Многие эксперты уже сегодня признают уральскую столицу одним из самых бурно развивающихся городов нашей страны. Однако до мирового признания нам ещё расти и расти — не в географическом смысле, а в экономическом. Фото с сайта pax.su
Казалось бы какое дело москвичам и петербуржцам, а уж тем более иностранцам до развития Екатеринбурга? Ну стоит себе такой полуторамиллионный городок на Урале и стоит. А вот и нет. Есть дело. И минувшая выставка-форум «Иннопром» это ещё раз доказала эксперты не раз возвращались к обсуждению нашего свердловского будущего. Пример: конференция на тему «Мировые центры деловой и инновационной активности. Рецепты для города» в итоге трансформировалась в разговор о Екатеринбурге. Этакий взгляд со стороны: чего не хватает нашему городу, чтобы занять достойное место среди мировых столиц?
Екатеринбург, наверное, самый яркий пример развития города. Я сюда начал приезжать ещё в
Пробки-то у вас уже навсегда? спросил Валерий Фадеев и сам же ответил: Чтобы от них избавиться, теперь нужно рубить дороги посреди квартала. Уже совершены непоправимые ошибки: сеть улиц такова, что избавиться от этой проблемы невозможно. Сейчас надо думать над тем, как не совершить другие ошибки, думать о развитии города на десятилетия вперёд, уверен главный редактор журнала «Эксперт». Замечу, что с тезисом «пробки навсегда» согласились не все присутствующие. Например, вице-губернатор руководитель администрации губернатора Яков Силин уверен, что справиться с этой проблемой можно та же программа «Столица» поможет существенно разгрузить улицы за счёт обновления дорог. Вообще же, выступление вице-губернатора касалось позиции и роли областной власти в развитии Екатеринбурга в целом.
Муниципалитет, даже такой крупный, входит в часть региона. И региональные власти ответственны за этот муниципалитет. Характерная особенность последних без малого двадцати лет региональная власть дистанцировалась от проблем своего крупнейшего муниципалитета, своего центра. Сегодня мы пытаемся этот подход изменить. Екатеринбург это тоже муниципалитет, полностью встроенный в систему Свердловской области, и мы тоже за него отвечаем, заявил Яков Силин. А затем объяснил, что за этой ответственностью стоит: решение конкретных проблем, а также лоббирование интересов города на федеральном и международном уровне. Уже упомянутая областная целевая программа «Столица», активное участие в кампаниях за ЭКСПО и чемпионат мира по футболу в этом смысле и есть подтверждение неравнодушия властей региона к Екатеринбургу. Всё это позволяет не только сформировать образ, но и реально сделать город одним из ключевых центров России.
Основные критерии, которым должен соответствовать «мировой город», на статус которого и претендует Екатеринбург, назвал директор аналитического центра «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачев.
Это, во-первых, город, в котором заложено большое число штаб-квартир крупных компаний. Во-вторых, это город, который является центром притяжения человеческого капитала, лучших людей со всего мира. В-третьих, это уровень культурного развития. Конечно, учитывается политическая активность, наличие дипмиссий, консульств и так далее, факторов много. Но ключевой показатель это число штаб-квартир компаний, уверен Дмитрий Толмачев. Он добавил, что уровень деловой активности в Екатеринбурге сегодня несопоставимо выше, чем в других городах. Однако для того чтобы в наш город стали перемещаться штаб-квартиры крупных компаний, только этого недостаточно. Аналитик считает, что для этого необходимы площадки для размещения производств.
Они должны быть на внешнем кольце агломерации, потому что так, с одной стороны, новые производства получают доступ к квалифицированной рабочей силе, с другой земля там радикально дешевле, а с третьей это мировой тренд. Именно в такие индустриальные парки и нужно прежде всего вкладывать ресурсы, сказал Дмитрий Толмачев.
Безусловно, свою роль в развитии Екатеринбурга играет участие города в конкурсе за право проведения ЭКСПО-2020. И тут, по словам участников дискуссии, важно понимать а зачем мы это делаем?
У меня есть несколько простых тезисов. Тезис номер один заключается в том, что выигрывает в глобальной конкуренции городов тот, кто лучше всего организует мышление, способное производить новые смыслы и воплощать эти смыслы в конкретные продукты, уверен петербуржец Владимир Княгинин, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Тезис номер два: конечно, нам требуется концентрация, плотность коммуникации, потому весь мир сейчас и делает эти кластеры не инвесторов привлекают, а экосреду создают, способную производить новые компании. По городам это выражается в том, хорошо ли собраны их центры, где возникают эти коммуникации. Тезис номер три вопрос масштаба. Чтобы обеспечить эту плотность, скорость, динамику и разнообразие коммуникации, мы должны стянуть в один масштаб значительное количество людей, обеспечить его всем для взаимодействия и снять какие-то трансакционные издержки. Агломерационный ход, который Екатеринбург предпринимает, в этом отношении абсолютно правильный. Вопрос как внутри архитектуру устроить? Тезис номер четыре заключается в том, что у нас великие риски. Как только мы что-то делаем, к вам приходит кто-нибудь и говорит это уже есть. Города живут, когда они порождают новые смыслы и новые организационные возможности, отмечает Владимир Княгинин. Казалось бы всё просто. Но попробуй-ка сделай?
Акцент на развитии коммуникаций сделал руководитель международной практики по оказанию услуг компаниям технологического сектора компании PricewaterhouseCoopers Раман Читкара.
Самый важный фактор, который учитывает бизнес, когда думает, где размещаться это индекс дружелюбности бизнесу в городе или регионе. Важны не только налоговые льготы, важно, насколько легко работать с налоговыми органами, считает он. Кстати, компания, которой руководит Раман Читкара, разработала «Путеводитель инвестора» по Среднему Уралу как раз в помощь для налаживания контактов.
Помимо сугубо экономических факторов прозвучало и такое, абстрактное, на первый взгляд, понятие, как репутация города.
Сегодня города воюют не только за материальные активы, но и за репутацию, уверен генеральный директор научно-консалтинговой компании «Живые года» Денис Визгалов. В этом контексте, по его мнению, и нужно рассматривать ЭКСПО и подобные мероприятия.
Мы пока не можем измерить, сколько репутация даёт денег в бюджет. Но сегодня это важнейший ресурс. Американцы даже говорят о голливудизации экономики, имея в виду, что, если вывезти киностудии из Голливуда, они перестанут быть успешными. Город уже имеет определённый имидж, атмосферу, привёл пример Денис Визгалов.
Высказывали эксперты и другие домыслы. Однако в главном сошлись: Екатеринбургу для мирового взлёта сегодня необходимы условия для коммуникаций (прежде всего, с бизнесом), налаживание диалога между самими горожанами и... повышение уровня культуры. Быть может, звучит размыто, а где-то даже обидно. Но после такого взгляда со стороны нам, безусловно, есть над чем подумать