Журналист-расследователь Иван Голунов, о котором страна узнала в июне 2019 года после его ареста и попытки обвинения в сбыте наркотиков, присутствовал на конференции ОБСЕ, можно сказать, в качестве почётного гостя. По тому нашумевшему делу после массовых протестов в СМИ и социальных сетях уволили несколько генералов. Журналиста освободили. Однако выступление Ивана духоподъёмным от этого не стало:
– Есть проблема безнаказанности тех, кто организовал это дело. Следствие ничего не выяснило. Меня уже два месяца никуда не вызывают. Я подал в суд заявление о бездействии.
Несомненно случай Ивана Голунова подтверждает статистику, озвученную на форуме – 85 процентов преступлений против журналистов остаются нерасследованными.
В Свердловской области далеко ходить за похожими примерами не требуется. В сентябре 2001 года в поселке Рефтинский Асбестовского района был убит главный редактор местной газеты «Новый Рефт» 29-летний Эдуард Маркевич. Дело не раскрыто.
Можно привести и относительно свежий пример: 12 апреля 2018 года было совершено нападение на главного редактора «Областной газеты». Слава Богу, обошлось без тяжких последствий. Но активные следственные действия начались только после вмешательства в дело на тот момент заместителя Генерального прокурора России в УрФО Юрия Пономарёва. Расследованием занялся Следственный комитет. К сожалению, дело также, как и другие 85 процентов, повисло.
Об этом же сказал и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв, который анонсировал создание единой базы дел о преступлениях против журналистов. Случай с Иваном Голуновым, где общественное давление сыграло решающую роль в его освобождении, подталкивает к усилению мер негосударственного контроля за действиями правоохранительных органов.
Враньё, оно и в ОБСЕ – враньё. В какие бы красивые одежды не наряжали ложь, называя её фейками, слухами, неподтверждённой информацией и проч., она была, есть и будет поганым делом. Если этим занимаются отдельные граждане, то это плохо, но всё же менее опасно, чем то же самое в исполнении профессиональных журналистов и специалистов информационных технологий.
– В основе фейков лежат финансы, на вранье зарабатывают, – Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец», озвучил главную причину увеличения потока неправды. – Зарабатывают и на ярких, но пустых заголовках, и на том, что берут деньги за удаление уже опубликованных материалов.
– Когда ведутся целые информационные кампании, то противоядия нет, – считает директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова. – Нужно укреплять иммунитет. Фейков не станет меньше.
Где-где, а в столице Среднего Урала, этого «добра» хватает. Фейк производится в промышленных масштабах. Даже на экспорт. Никто не знает, что с этим делать. И снова пример из жизни «Областной газеты» – Информационно-аналитическое агентство «Ура.ру» (по данным регистрации именно так, а не «Российское информационное агентство» как сказано на их фейковом сайте) опубликовало уже более 150 материалов о работе редакции «ОГ». Слухи, сплетни, откровенная ложь. Как с этим бороться? Будем укреплять иммунитет.
И как сказал владелец газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев, «есть предел вранья, дальше которого его уже не воспринимают – больше оно или меньше».
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
– Неужели журналисты ни на что не способны сами? – забросил вопрос в аудиторию в самом начале конференции исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский. – Журналисты должны бороться за свои права. Если мы все будем рассказывать о лишении аккредитации наших коллег и других фактах давления…
Пока же с прискорбием надо отметить, что журналисты всё больше проигрывают блогерам и интернет-активистам. В отличие от любителей журналисты-профессионалы связаны нормами права и профессиональными стандартами. Рядовые пользователи Интернета не обременены ничем и могут писать и говорить что угодно без каких-либо ограничений со стороны закона или морали.
Информации в мире становится всё больше, но её качество падает с такой же скоростью, как увеличивается количество. Сможет ли решить эту проблему Роскомнадзор? Один, без профессионального сообщества и общественной поддержки – вряд ли.
Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова обратила внимание на тенденцию, которая получает всё больше подтверждений в российских судах. Если пятнадцать лет назад основные претензии к СМИ возникали по поводу защиты чести и достоинства граждан, то теперь органы правосудия завалены исками редакций об отмене административных штрафов и ограничений, наложенных надзорным органом. Медиаюрист обозначила новый этап – переход от государственного контроля к усиленному государственному контролю. А в качестве иллюстрации привела судебную эпопею, главным актором которой оказалась снова «Областная газета». На страницах нашего издания был опубликован юмористический материал «Красной бурды» против взяточников. Пять районных судов и три областных пришлось пройти редакции, чтобы исключить сайт газеты из чёрного списка Роскомнадзора и чтобы снять запрет на юмореску, которую чиновники даже не видели.
В заключительном слове Арлем Дезир подчеркнул, что состоявшиеся дебаты были очень страстными и, по его мнению, в той же степени полезными. Насколько полезными, каждая страна региона Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе определит для себя сама. Нам продолжение таких дебатов точно не помешает.