Вторая задача, которая стояла перед ретушёрами 150 лет назад – работа с портретами. Не секрет, что снимать в помещении сложнее, чем на улице, а классические портреты делались в основном в павильонах. Осложняла работу и светочувствительность материалов, она была гораздо ниже, чем сегодня.
- Если изображение было небольшого формата, то обычно ретушь делалась по негативам. Но мне приходилось видеть отпечатки и очень большого размера, – делится историк. – Фотографии конца XIX – начала XX века с точки зрения резкости и проработки деталей качественнее, чем многие снимки 70–80- х годов прошлого века, потому что первые делались на негативы 18 на 24 сантиметра, а вторые – на узкую плёнку.
Несмотря на хорошую оптику, фотографу всё равно зачастую не хватало навыков и возможностей техники, чтобы на достойном уровне напечатать фотографию крупного формата. Поэтому ретушёрам приходилось корректировать изображения. Беркович рассказывает:
- По прейскурантам того времени видно, что иногда клиенты заказывали портреты в натуральную величину. На них могли пропасть резкость, детали. Тогда ретушёр с навыками академического рисунка мог отдельными штрихами акцентировать, например, брови, очертания рта или зрачки. – Кстати, очень многие художники начинали как ретушёры у фотографов, например, ИванКрамскойили Архип Куинджи. Такая ретушь производилась по отпечатку. Разглядывая некоторые фотографии вблизи, можно увидеть, как много нарисовано поверх фотографии. Предположим, фотография висела в гостиной в богатой раме, как картина. Издалека ретуши не было видно. Ведь мы не увидим пиксели цифровой фотографии, если не начнём рассматривать её совсем близко.
- В дореволюционный период я встретил только одну фотографию, опубликованную в екатеринбургской газете. И, честно говоря, на месте тех, кто сфотографирован, я потребовал бы компенсацию за моральный ущерб. И если что, простил бы, потому что это был эксперимент, – улыбается куратор. – По фотографии можно понять, что это группа из нескольких человек, кроме силуэтов мужчин там ничего не видно. А вот уже в 20-е и 30-е годы фотографии печатали на приличном уровне.
Если взглянуть на фотографии, опубликованные в изданиях середины прошлого века (в том числе в «Вечернем Свердловске» и «Уральском рабочем»), то в глаза бросается довольно грубая ретушь, сделанная с помощью белил и туши. Она усиливала контрастность картинки, добавляла пропавшие детали, отделяла важные объекты от фона. Рисовали прямо по отпечатку, потом его переснимали.
Работали над отпечатками с помощью тонкой кисти. Особенно тщательно советским ретушёрам приходилось колдовать над портретами вождей. Их задача была создать узнаваемый образ, но одновременно близкий к эталону.
- Если мы откроем любую советскую книгу по истории революции, то все портреты Сталина, Ленина и других вождей будут значительно скорректированы художником. В советской культуре отретушированные фотографии выполняли роль икон: они продавались в виде открыток, плакатов, их несли на демонстрациях, вешали в кабинетах и красных уголках, – говорит Артём. – Такие фотографии соединяли в себе реальность и вымысел: с одной стороны, Хрущёв не должен быть похож на Брежнева, с другой – его образ должен быть приближен к идеальному. Например, в музее Ельцин Центра можно увидеть канонический официальный портрет Горбачёва, где у него на голове нет родимого пятна. В своё время эти снимки вызывали иронию и были поводом для анекдотов, но сегодня мы воспринимаем их как часть истории.