Уральская молодёжь собирает деньги на свои проекты с помощью пожертвований интернет-пользователей

27 сентября 2013, 11:49

Когда у тебя рождается идея, главный вопрос — где взять деньги. Краудфандинг — прозрачный и простой способ решить проблему. Ты описываешь свой проект на специальном сервисе в Интернете, и любой пользователь может поддержать тебя рублём. Эта практика широко распространена за рубежом и сейчас приобретает популярность на Урале.

Кому идею?

Самый популярный американский краудфандинг-сервис — Kickstarter.com. С его помощью были собраны деньги на выпуск десятков игр, кинофильмов и многих инновационных полезных вещей, например, 3D-принтеров. Но чтобы разместить свою заявку на «Кикстартере», надо иметь гражданство США. Аналогичные проекты есть и в России — «С миру по нитке» (Smipon.ru), Boomstarter.ru и Planeta.ru. Можно как оставлять свои проекты, так и поддерживать чужие, причём любой суммой через электронный платёж.

На российских крауд-сервисах с самого начала было много екатеринбуржцев, но никому не удавалось собрать всю сумму. Первыми это сделали молодой писатель Макс Ермаков и участница архитектурной группы «Подельники» Полина Иванова. Макс собрал 40 тысяч рублей на платформе Boomstarter.ru на выпуск собственной книги «Зуд». Сейчас Макс ищет иллюстратора и тоже через интернет-ресурсы. Полина и её команда собрали деньги уже на два проекта. На сайте Boomstarter.ru — 70 тысяч рублей за 50 дней на съёмку мини-фильма о конструктивизме (пожертвования сделали 84 спонсора). Не так давно они закрепили успех на другой крауд-платформе Planeta.ru. Они собрали за восемь дней 80 тысяч (141 спонсор), которые покрыли затраты на исследование состояния Белой башни группой русско-немецких специалистов.

—Краудфандинг — это отличный способ привлечь волну интереса к своей идее, — считает участница архгруппы «Подельники» Полина Иванова. — Мы общаемся с нашими благотворителями до сих пор. Они пишут нам письма, интересуются, нужна ли ещё какая-то помощь. Мы хотим снять ещё несколько видео о конструктивизме. Окрылённые успехом, надеемся найти спонсора, который смог бы целиком взять затраты на себя.

Уральская молодёжь больше интересуется социальными акциями. Именно такие сейчас ищут поддержку в Интернете. На сайте Planeta.ru волонтёры проекта «Старость в радость» собирают 140 тысяч рублей для установку роллопандусов в доме престарелых. На ресурсе «С миру по нитке» в закрытом статусе висит проект поддержки парка усадьбы Харитоновых — Расторгуевых в Екатеринбурге. Авторы заявки пока уточняют смету.

Кумиры просят о помощи

За рубежом обычно получают поддержку прикладные идеи, технические решения. Российские пользователи не так прагматичны. Мы попросили сооснователя российской системы краудфандинга Planeta.ru Макса Лакмуса рассказать нам о том, в чём особенности работы крауд-ресурсов в России.

—Много ли уже историй успеха?

—За полтора года общий доход успешных проектов составил миллион долларов, — отвечает Макс Лакмус. — Всё началось с группы «Би-2», которая собирала деньги на выпуск альбома «Spirit». За ней последовали «Animal ДжаZ», «Тараканы». Сейчас на акционировании новые альбомы групп «Billy’sBand», «Рабфак», «Собаки Качалова», «Атморави», «Ундервуд» и десяток других проектов. Первыми к своим поклонникам обратились музыканты. Подтягиваются люди из других областей — искусство, фотография, социально-общественные проекты, игровые, благотворительные. Один из последних примеров — помощь Белой башне в Екатеринбурге. Люди зачастую могут щедро «отсыпать» любимой группе, потому что им просто понравилась новая песня. Само ощущение причастности к популярному или известному проекту — очень приятно. Решение отдать деньги основано не на прагматичном расчёте, а принимается под воздействием эмоций.

—Почему краудфандинг в России так медленно раскачивается?

—Наши люди не доверяют всему, что относится к финансам и электронным платежам. Многие боятся остаться обманутыми. Но в интересах автора сохранить репутацию и показать результат тем людям, которые отдали ему деньги. Мы хотим показать, что авторы и поклонники могут взаимодействовать напрямую и помогать друг другу.

—Есть ли какая-то цензура на сайте?

—Есть премодерация. Мы не выбираем — вот этот проект мы запустим — он хороший, а вот этот — поди прочь! Но стараемся отсеять невменяемых, например, какую-нибудь «церковь сатаны». На каждом краудфандинг-сервисе есть список сфер, с которыми он не работает. Например, это медицинские препараты и косметика. Также стараемся не лезть в политику и религию. С каждым автором мы обязательно заключаем договор.

—Почему большинство проектов не доходят до финиша?

—Авторы не всегда чётко понимают, что заведение проекта на сервисе — это только начало процесса краудфандинга. С проектом нужно работать, его нужно продвигать, и об этом желательно думать заранее. Общаться со своей аудиторией, и это касается даже известных музыкантов с большой фан-базой. Успешный крауд-проект — это полноценный диалог, постоянный интерактив автора со своей аудиторией. Когда автор находит нужную «струну», происходит чудо, в том числе и финансовое.

Как это работает?

Схема работы крауд-ресурсов схожая. Ты регистрируешься, описываешь свою идею и указываешь сумму, которая тебе нужна, например, для выпуска своей книги. Самостоятельно устанавливаешь срок, в течение которого будет идти сбор средств. Пользователи могут делать пожертвования любых размеров, но забрать деньги ты сможешь только, когда сумма накопится полностью. Не получилось — уходишь с проекта, деньги перечисляются из копилки обратно интернет-пользователям. Распространённая практика — предложить своим благотворителям бонусы. Например, тем, кто отдаёт за идею 500 рублей, автор отправляет экземпляр книги в подарок, когда она выйдет. За 1000 рублей — книгу с автографом.