– Кстати, об инфраструктуре. В строительство «Титановой долины» вложено 4,4 млрд рублей, 3 из них – из областного бюджета. Траты весомые. В остальных ОЭЗ ситуация аналогичная?
– В настоящий момент финансирование инфраструктуры особых экономических зон происходит преимущественно за счёт регионального бюджета и внебюджетных источников. До 2016 года в создание и развитие ОЭЗ также вкладывался федеральный бюджет. Чтобы обозначить порядок цифр, приведу данные Минэкономразвития России за 2018 год. Объём инвестиций в развитие особых экономических зон составил 65,6 млрд рублей, причём более 90 процентов от этой суммы — частные инвестиции.
Сегодня есть разные примеры и с точки зрения источников финансирования, и с точки зрения сумм, которые вкладываются в развитие ОЭЗ. Например, на развитие инфраструктуры особой экономической зоны «Центр» в Воронежской области до 2029 года из разных источников планируют выделить порядка 3 млрд рублей. Параллельно с ней развивается исключительно частный проект, стоимость которого в три раза больше. Речь идёт об ОЭЗ «АлмА» в Татарстане, которая создаётся по инициативе ПАО «Татнефть» – предполагается, что на создание инженерной, транспортной и иной инфраструктуры особой зоны будет привлечено более 10 млрд рублей.
– В трёхстороннем соглашении, которое подписали в 2010 году Правительство РФ, правительство Свердловской области и администрация Верхнесалдинского городского округа, на территории которого создана «Титановая долина», были определены показатели, по которым оценивается эффективность особой экономической зоны. Это количество резидентов, созданных рабочих мест, объём привлечённых инвестиций и прочее. Какие санкции существуют за их невыполнение?
– В 2016 году, когда в регионах России активно шёл процесс создания и развития особых экономических зон, Правительство России ужесточило порядок оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Было принято постановление №643, где прописаны меры за недостижение показателей эффективности вплоть до прекращения существования особых экономических зон. И такие примеры были. Например, в 2017 году из-за неудовлетворительного уровня эффективности была ликвидирована ОЭЗ «Владис», которая работала в Приморском крае. Благодаря этим законодательным изменениям удалось наиболее эффективно выстроить процесс развития ОЭЗ с точки зрения бюджетной, социальной эффективности и инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.
(данные – рейтинг АКиТ 2018 года, информация о работе резидентов за 2017 год)
№ | Название ОЭЗ | Регион | Год создания | Резиденты (иностранные) | Рабочих мест | Выручка резидентов |
1 | «Алабуга» | Татарстан | 2005 | 64 (28) | 6 389 | 77,8 млрд Р |
2 | «Дубна» | Московская обл. | 2005 | 137 (9) | 3 383 | 6,3 млрд Р |
3 | «Технополис «Москва» | г. Москва | 2005 | 44 (5) | 5 191 | 13,7 млрд Р |
4 | «Липецк» | Липецкая обл. | 2005 | 52 (26) | 3 624 | 16,5 млрд Р |
5 | «Санкт-Петербург» | г. Санкт-Петербург | 2005 | 46 (7) | 2 712 | 14,8 млрд Р |
6 | «Титановая долина» | Свердловская обл. | 2010 | 14 (2) | 133 | 1,4 млрд Р |
Как сообщили «Облгазете» в пресс-службе «Титановой долины», сегодня в ОЭЗ работает 14 российских и иностранных компаний: 10 - на площадке «Салда», ещё 4 - на «Уктусе». На площадке «Салда» уже работает Ural Boeing Manufacturing (производитель титановых сплавов ВСМПО-АВИСМА), ООО «Зибус» (медизделия), проведены пуско-наладочные работы ООО «Инструментальное производство Миникат» (фрезы). Находится на стадии проектирования ООО «Хухтамаки Файбер Пэкэджинг Екатеринбург» (пищевая упаковка). На площадке «Уктус» запущено новое производство УЗГА, ведутся проектные работы ООО «Русмед» (производитель одноразовых шприцев и игл), ООО «Сибеко Системы Сидений» и ООО «Униматик» (станкостроение).