За год объёмы экспорта произведённого на Урале СПГ выросли почти втрое. В частности, в 2018 году этот показатель составил 7,7 тысячи тонн. По словам руководителя «Газпром трансгаз Екатеринбург», казахская сторона просит увеличить объёмы поставок как минимум в два раза. Согласно протоколу о намерениях, поставки СПГ в Казахстан к 2020 году могут вырасти до 320 тысяч тонн в год.
В планах компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» на ближайшую перспективу – строительство комплекса по производству СПГ в Нижнем Тагиле. Как уже писала «Областная газета», проектирование этого объекта планируется начать уже в 2020 году.
– Строительство мы будем вести в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Если установка в Екатеринбурге рассчитана на производство 3 тонн СПГ в час, то в Нижнем Тагиле хотим сделать на 5 тонн. На комплексе в Екатеринбурге работает 50 человек, в Тагиле будет создано больше рабочих мест. Планируем установить три линии, будем использовать разные технологии.
– А почему именно Тагил? Есть ли для этих мощностей рынок сбыта?
– У Нижнего Тагила большой часовой расход газа на газораспределительной станции. Поэтому даже в летний период, когда не тратится много газа на отопление, можно вырабатывать большие объёмы СПГ и перемещать его в ёмкости для хранения.
А что касается рынка сбыта – это предприятия горно-металлургического комплекса, использующие карьерные самосвалы. Кроме того, заинтересованность в СПГ уже проявили Российские железные дороги. Никто не отменял и беструбопроводную газификацию региона. Так что со спросом проблем возникнуть не должно.
– Значит, сжиженный газ может быть использован и как газомоторное топливо?
–- Конечно, тем более что потребители начали понимать, в чём преимущество СПГ, например, перед компримированным природным газом (КПГ – сжатый природный газ, находящийся под давлением 200-220 Атм). Заправка машины КПГ может идти до часа. С СПГ ситуация обратная. Этот процесс занимает меньше минуты. Во-вторых, толстостенные баллоны требуют периодического обслуживания со стороны потребителей. Но у нас нет таких сервисов, чтобы вы приехали, и вам за 15 минут всё сделали.
Мы считали эффективность перевода на газ такого мощного автомобиля, как Toyota Land Cruiser: расход бензина у этой машины довольно высокий, а при установке специального криобака для СПГ владелец транспортного средства может перемещаться без дозаправки на расстояние до 800 километров.
Это, кстати, может быть интересно и для городского транспорта, и для магистральных тягачей, и для карьерной техники. Я рассказывал об этой идее в Челябинске, там власти уже заинтересовались.
– А по Свердловской области есть уже какой-то план по заправкам?
– Пока нет. Вопросы, связанные с развитием рынка газомоторной техники, очень сложные, они решаются не так быстро, как хотелось бы. Но в случае с СПГ нужно бежать впереди паровоза. Сейчас Екатеринбург выиграл право проведения всемирной Универсиады, начнётся активное строительство новых объектов, безусловно, будет развиваться и экологически чистый транспорт. В случае если появится план построить заправку на сжиженном природном газе – мы готовы подключиться к такому проекту.
Разработки «Газпром трансгаз Екатеринбург» в области малотоннажного производства СПГ – плод труда высококвалифицированных инженеров предприятия. По линии производства СПГ уральская газотранспортная компания продолжает совершенствовать свои технологии. А кадры в Обществе начинают готовить ещё со школьной скамьи.
– В районе деревни Черданцево (Сысертский ГО) мы построили Центр развития инженерных компетенций, куда приезжают на обучение наши специалисты разного профиля, – рассказывает Алексей Крюков. – Кроме того, у нас есть свой «Газпром-класс» в одной из школ Екатеринбурга, который мы патронируем. Талантливых ребят начинают вести наши кадровики: мы направляем их в институты, с первого курса они начинают с нами сотрудничать, а потом мы подыскиваем им рабочие места. Сейчас таких контрактников у нас в разных вузах порядка 30.
– Большой конкурс на место в Газпроме?
– В Екатеринбурге по инженерным специальностям – примерно 5 человек на место. На рабочие специальности, конечно, такого ажиотажа нет. В соседних регионах, например, в Оренбуржье и Курганской области, ситуация сложнее – в отдельных территориях присутствия компании есть даже нехватка руководящего состава.