Алёна Азёрная посвтила свою матрёшку славянской мифологии и народным сказкам. Фото: Павел Ворожцов
Уральские художники и дизайнеры – Тим Аввакумов, Алёна Азерная, Анна Белоусова, Андреей Карпов, Павел Агалаков, Мелисса Вахабова и Дмитрий Шишкин — каждый в своей мастерской разработали дизайн матрёшек.
Дизайнер Вячеслав Якимов из команды Дмитрия Шишкина, работающий над «космической», «малахитовой» и «неоновой» матрёшками, рассказал, что отрисовка эскизов заняла две недели.
Идейный вдохновитель Дмитрий Шишкин признаётся: у него любимая матрешка – «космическая» – «она показывает самые значимые научные достижения». И добавляет: особое внимание уделили лицам фигурок.
– Мы попытались передать красоту русских девушек, – объяснил он.
Эти матрёшки отправятся рассказывать про ЭКСПО-2025 в Буэнос-Айрес, Брюссель и Лондон.
Вот так идёт работа над уральскими матрёшками. Фото: Павел Ворожцов
В мастерских уже вовсю идёт работа над арт-объектами. Одни почти готовы, другие только ждут очереди.
Перед мастерами – десять конструкций из металлопластика. Каждая выполнена в человеческий рост. Матрёшки оборудованы элементами виртуальной реальности. При наведении смартфона на фигурку можно познакомиться с самыми значимыми достижениями человечества за всю историю Всемирных выставок. Среди них – первый искусственный спутник Земли, Эйфелева башня, пассажирский паровоз ИС-20, первый в мире телефон, печатная машинка Remington и рентгеновский аппарат. Всего программа рассказывает о 16 объектах наследия.
«Малахитовую» матрёшку расписывают художница Анастасия Алексенцева и декоратор Артём Баранников. Они работают в разных техниках, используя не только кисти, но и аэрограф.
Фото: Виктория Здорнова
«Техника аэрографии нам симпатизирует, а кисть — даёт чёткий контур» – Артём Баранников переходит к матрёшке, созданной иллюстратором Мелиссой Вахабовой на основе образа Каслинского чугунного павильона из екатеринбургского Музея ИЗО.
– Очень много трудных моментов. Мы привыкли расписывать стены, а тут поверхность неровная. Приходится отходить от эскизов, которые нам присылают дизайнеры.
За 12 дней Артёму и Анастасии нужно закончить четыре арт-объекта. Чтобы успеть, работать приходится по 12 часов в день.
Следующая мастерская — художницы, члена Союза художников России Алёны Азёрной. Работа здесь ведётся уже третий день. Ещё столько же понадобится, чтобы её завершить.
– Расписываю акрилом на водной основе. Сначала сложно было работать на такой поверхности, но я уже приспособилась. Я не профессиональная матрёшечница – привыкла работать на холсте, – показывает краски Алёна Азёрная. Фото: Павел Ворожцов
Придумывала дизайн и расписывает художница без помощников. Работу выполняет в своих любимых стилях – наив, примитив и народное творчество. Рядом с матрёшкой лежат и четыре эскиза, один из которых был выбран для работы.
– Всё равно получилось по-другому. Из-за большого объёма придумываю на ходу. Моя матрёшка – в этническом, сказочном стиле. Я уделила большое значение деталям. Для себя как для художника поставила задачу, чтобы люди подходили к моей работе, рассматривали её.
В матрёшке много сюжетов из русских народных сказок и славянской мифологии. Её действительно хочется рассмотреть повнимательнее. Алёна Азёрная использовала при росписи свой особый приём: с одной стороны фигурка летняя, с другой — зимняя.
В Екатеринбурге дизайнеры и художники сейчас работают с пятью матрёшками, ещё столько же находится на росписи в Санкт-Петербурге. Все они будут представлены 4 октября в Ельцин Центре. В случае победы Екатеринбурга на ЭКСПО-2025 уральцы смогут увидеть и матрёшек, расписанных иностранными художниками.
После презентации матрёшек разберут и отправят в мегаполисы в специальных ящиках для транспортировки, обитых изнутри поролоном. В ноябре 2018 года все 20 матрёшек встретятся в Париже, где будут представлены на 164-й сессии Генеральной̆ ассамблеи МБВ. Там же выберут город, который примет ЭКСПО-2025.