От санкций США к владельцу «Русала» может пострадать 13 тысяч свердловчан

25 апреля 2018, 21:00
Остановить производство на БАЗе не получится, по словам работников предприятия, технологический цикл не позволяет прекратить плавку алюминия. Фото: Алексей Кунилов

Остановить производство на БАЗе не получится, по словам работников предприятия, технологический цикл не позволяет прекратить плавку алюминия. Фото: Алексей Кунилов

В начале апреля в новый санкционный список США попал владелец «Русала» Олег Дерипаска, и на фоне этой новости акции компании рухнули. На днях в минфине США заявили, что ограничения могут снять, если Дерипаска откажется от части активов компании и от контроля над ней. Средний Урал следит за ситуацией с особой настороженностью – на территории области находятся предприятия «Русала».

СИТУАЦИЯ

Пока Олег Дерипаска решение об отказе от части активов не принял. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, комментируя ситуацию, подчеркнул, что заявления США о возможном снятии санкций носят гипотетический характер.

Между тем сейчас юристы и производственники компании оценивают наложенные ограничения и последствия отказа иностранных и некоторых российских трейдеров от закупки алюминия. Кроме того, прорабатывается возможность расплачиваться за продукцию в долларах (это предусмотрено экспортными контрактами), несмотря на санкции.

Как рассказал «Областной газете» на условиях анонимности один из топ-менеджеров «Русала» по УрФО, руководство за помощью к региональным властям не обращалось, поскольку урегулирование таких ситуаций – в большей степени компетенция государства.

— Сейчас мы практически в круглосуточном режиме решаем неимоверное количество вопросов по взаимодействию с нашими партнёрами. Например, небольшой европейский заводик, покупающий у нас фольгу, может попасть под санкции, потому что приобретает нашу продукцию за доллары. Тем не менее все предприятия в настоящее время работают в штатном режиме, никаких сокращений не планируется. Со всех сторон мы слышим слова поддержки, – сказал он.

Однако на местах ситуацией обеспокоены. На днях глава Краснотурьинска Александр Устинов, где расположены три предприятия «Русала», поручил депутатам местной думы разработать финансовые и нефинансовые предложения поддержки заводов в рамках существующих программ. А сотрудники алюминиево-порошкового комбината обратились в газету «Вечерний Краснотурьинск» с анонимным письмом о том, что «коллектив уже месяц находится в неопределённом состоянии, поскольку их заказы алюминиевых порошков в марте были перенаправлены на другой завод». Хотя в пресс-службе Богословского алюминиевого завода отметили, что предприятия компании работают в штатном режиме.

Важно

В Свердловской области действуют шесть предприятий компании, из которых Богословский алюминиевый завод, расположенный в Краснотурьинске, является градообразующим. Заводы «Русала» также находятся в городах Михайловске, Каменске-Уральском и рудник – в Североуральске. В общей сложности на них трудятся около 13 тысяч человек.

ИСТОРИЯ

Создание компании, ориентированной на внешние рынки, было делом всей жизни многих бизнесменов. Заводы по производству алюминия, построенные во времена СССР и вошедшие в структуру холдинга, создавались для потребностей внутреннего рынка ушедшей сверхдержавы. Достаточно сказать, что на пике своего могущества в конце 80-х годов прошлого века Советский Союз занимал второе место в мире по выпуску самолётов. С авиазаводов в 1989 году было выпущено 517 летательных аппаратов, из них 220 самолётов и 297 вертолётов.

Большие объёмы сырья шли на изготовление алюминиевой брони, которую использовали для танкостроения, судостроения, для защиты транспортно-пусковых контейнеров ракетных комплексов. Только 15, максимум 20 процентов алюминия шло на экспорт, сегодня цифры поменялись с точностью до наоборот. Россия, занимая 16 процентов мирового рынка производства алюминия, потребляет всего 3 процента мирового объёма произведённого металла.

Сейчас многие эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы необходимо выкупать у «Русала» произведённую продукцию для создания государственного резерва лёгкого металла. Эти активы нельзя арестовать или наложить на них санкции, поскольку они хранятся у нас, чтобы потом запустить торговлю обезличенным алюминием на площадке Московской биржи.