«70 процентов экспорта из Японии в Россию – автомобили. Это перекос»

13 июля 2017, 18:23
После открытия японского павильона министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова ещё полчаса угощали всевозможными японскими деликатесами - в знак того,  что готовы предложить столько же в рамках сотрудничества. Фото: Павел Ворожцов

После открытия японского павильона министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова ещё полчаса угощали всевозможными японскими деликатесами - в знак того, что готовы предложить столько же в рамках сотрудничества. Фото: Павел Ворожцов

В павильоне главного партнёра ИННОПРОМа-2017 гостей развлекают роботизированными игрушками, чайными церемониями, уроками каллиграфии и дегустацией саке. Но главное происходит вдали от больших очередей – на стендах, которые обычным посетителям кажутся скучными: именно там знакомятся и заключают первые договорённости российские и японские компании: для страны-партнёра продуктивное участие в выставке стало стратегической задачей в реализации так называемого «плана Абэ».

План Абэ. Открывая российско-японский промышленный форум, глава Мин­экономразвития РФ Максим Орешкин отметил, что активный диалог между двумя странами начался со встречи президента Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Именно тогда лидеры двух стран наметили план экономического сотрудничества. План состоит из 8 пунктов и включает строительство больниц, портов и аэропортов, заводов по производству сжиженного природного газа (в основном на Дальнем Востоке), укрепление связей в малом и среднем бизнесе и обмен кадрами.

– С тех пор между странами было подписано около ста коммерческих и межведомственных соглашений, – заявил министр. – Наш бизнес подписал ряд соглашений в сферах энергетики, автомобилестроения, химической промышленности, медицины, высоких технологий. Многие документы пока что являются декларациями о намерениях, но мы надеемся, что уже в сентябре, по итогам Дальневосточного экономического форума, они перерастут в конкретные сделки.

Свердловская область уже включилась в план Абэ и передала предложения по сотрудничеству японской стороне. Приоритетными направлениями глава региона Евгений Куйвашев называет машиностроение и металлургический сектор, химию, фармацевтику, лесопереработку и сферу цифровых технологий. Также уральцы хотели бы применять японские технологии при перепрофилировании территорий бывших заводов, создании интеллектуальной транспортной системы (в этом отношении интересен опыт Москвы, которая этим летом внедряет систему «умных светофоров», автоматически реагирующих на загруженность дорог) и модернизации объектов ЖКХ.

Биржи контактов и «ярмарки наоборот». Из 168 компаний-участников ИННОПРОМа малые и средние предприятия составляют больше половины – совершенно не­удивительно, если учесть, что в Японии это 99,7 процента от общего числа предприятий.

– Идея павильона в том, что сейчас основные партнёры в России и Японии – это крупные предприятия. Наша задача – сместить акцент на малый и средний бизнес. Крупные концерны могут справиться и своими силами, а вот небольшие компании незнакомы с российским рынком, – объясняет руководитель российского офиса РОТОБО (японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами) Накаи Такафуми. – И вторая проблема. Сейчас 70 процентов экспорта из Японии в Россию составляют автомобили. С нашей точки зрения, это перекос: у Японии много других достойных товаров для экспорта, и мы хотели бы диверсифицировать экспорт.

Именно поэтому «в полях» ИННОПРОМа японцев можно встретить так же часто, как и на собственных стендах: компании ищут будущих партнёров. Чтобы облегчить процесс поиска, в японском павильоне придумали два механизма. Первый – «ярмарка на­оборот», когда японские компании сами заявляют, что они хотят купить. Второй – биржа деловых контактов, которую организовала РОТОБО.

Корпорация FANUC, которая производит оборудование для промышленной автоматизации, уже наладившая сотрудничество с Ревдинским кирпичным заводом и Верх-Исетским металлургическим заводом в Екатеринбурге, за время ИННОПРОМа заинтересовала ещё около десятка бизнесменов. Японская инжиниринговая компания JGC, которая реализует большой проект по сжиженному природному газу на Ямале, приехала на ИННОПРОМ, чтобы изучить Свердловскую область. Как рассказал замдиректора Московского представительства компании Улан Туруспеков, они обменялись контактами с крупными предпринимателями из Екатеринбурга и Тюмени.

Временное же затишье в подписании официальных соглашений, по мнению господина Накаи, связано с тем, что Япония сосредоточилась на претворении жизнь обозначенной Максимом Орешкиным «золотой сотни соглашений».

– С прошлого года в отношениях России и Японии происходят большие изменения. Пока основная часть партнёров представлена предприятиями Дальнего Востока РФ, но поскольку Средний Урал является промышленным регионом, он мог бы стать базовым регионом в развитии российско-японских отношений, – уверен Такафуми Накаи. – Японские предприятия заходят в Россию либо через порты Находки и Владивостока, либо со стороны Новороссийска и Санкт-Петербурга, поэтому сейчас совместно с российскими коллегами мы ищем решения логистических задач.

Кстати

В 2016 году Япония заняла 16-е место в списке торговых партнёров Свердловской области с оборотом торговли в 140 миллионов долларов США, по итогам первого квартала этого года Япония поднялась на 13-ю позицию: за три месяца товарооборот со страной вырос на 40 процентов.