В 2008-2009 годах правительством области централизованно выделялись средства на погашение кредитных ставок по кредитам коммерческих банков в сумме 100 миллионов рублей. Но так как механизм освоения этих средств на тот момент не был отработан до совершенства, президиум Союза во взаимодействии с правительством области планирует добиваться в проекте бюджета на 2013 год выделения средств для разработки конкретной комплексной программы развития промышленности, и в том числе – машиностроения.
Преодолев кризисный спад машиностроители пошли в несомненный рост. Так, суммарный рост отгрузки продукции предприятиями – членами Союза увеличился более чем на 20 процентов, превысив 50 миллиардов рублей.
В числе лидеров по объемам производства – «Уральские локомотивы», Уралмашзавод, Камышловский электротехнический завод и ряд других машиностроительных предприятий региона. Заводы отрасли повысили в 2011 году свою рентабельность, ликвидировав совокупный убыток в сумме 620 миллионов рублей и достигнув совокупной прибыли в 320 миллионов рублей. При этом число убыточных предприятий в машиностроительной отрасли области сократилось на 10 процентов.
Хорошие перспективы Союз машиностроителей связывает с наметившейся тенденцией передачи части госзаказа крупным и средним частным предпринимателям, что может обернуться для Свердловской области поступлением в экономику денежных средств на сумму до двух триллионов рублей. Однако для того, чтобы поучаствовать в разделе этого заманчивого пирога, уральским машиностроителям предстоит ещё непростая работа: убедить Москву в своей способности выполнить столь ответственные заказы.
Собрание машиностроителей Свердловской области приняло отчет президиума Союза с положительной оценкой. Алексей Молотков, председатель президиума Союза заявил: «Успехи отрасли отрицать нельзя, но и работы нам предстоит еще достаточно».
Ему пришлось констатировать и ряд настораживающих тенденций. Продолжает возрастать объем кредиторской задолженности. Наблюдается некоторое самоуспокоение руководителей после преодоления основных кризисных явлений, новое оборудование приобретается без анализа накопившихся технологических проблем в отрасли, выводов технического и финансового аудита по состоянию дел в отрасли. Финансовое планирование не учитывает долговременных факторов, уровень заработной платы на некоторых предприятиях едва превышает прожиточный минимум.
–При таком подходе, – сообщил Алексей Молотков, – средства, вложенные в развитие производства, могут и не дать того мощного и долговременного эффекта, на который вправе рассчитывать производственники.
А президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин в своем выступлении уделил особое внимание мерам по повышению инвестиционной привлекательности машиностроения:
–Инвестор смотрит на машиностроительную отрасль страны и видит на большинстве предприятий износ основных фондов, низкую рентабельность и нестабильную загрузку. При этом государственные программы поддержки машиностроения касаются всего пяти-шести подотраслей! Таким образом, на сегодняшний день ситуацию в отрасли можно охарактеризовать известной крылатой фразой «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Уральская ТПП готова оказывать в процессе модернизации отрасли любую – консультативную помощь, но пока мы все вместе, и прежде всего сами машиностроители – во взаимодействии с органами власти, всеми игроками глобального отечественного рынка, не поднимем привлекательность машиностроения для инвесторов, нельзя рассчитывать и на инвестиции для наших заводов.