900 тысяч — коту под хвост
10 февраля 2016, 21:46
На этом месте на улице Советских женщин, 47 стоял почти готовый трёхэтажный дом. Его руины теперь запорошены снегом. Фото: Александр Зайцев.
- Опубликовано в № 024 от 11.02.2016
В Свердловской области около 2,5 тысячи граждан пострадали от деятельности компаний, незаконно построивших многоквартирные дома на землях под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Одна из пострадавших — Ирина Наножкина — дозвонилась на прямую линию с губернатором Евгением Куйвашевым.
В мае 2012 года Ирина Анатольевна с мужем приобрели однокомнатную квартиру площадью 22 квадратных метра в трёхэтажном доме, строившемся в Екатеринбурге на ул. Советских женщин, 47. Уже через три месяца стройка была остановлена, а в конце 2014 года по решению суда дом был снесён.
— Планировали там жить втроём с ребёнком, — рассказала «ОГ» Ирина Наножкина. — По договору купли-продажи с застройщиком ООО «ПСС-строй» сразу оплатили полную стоимость квартиры — 900 тысяч рублей. Под эти цели взяли два банковских кредита. Дом был почти построен, вставлены стеклопакеты, сделана чистовая отделка. Но заехать туда мы так и не смогли… Позже мы выиграли иск к застройщику, но судебные приставы уже два года не возвращают наши деньги: не могут найти представителей компании.
Из многочисленных хождений по инстанциям Ирина Анатольевна узнала, что в областном министерстве по управлению госимуществом (МУГИСО) готовится законопроект о защите прав собственников долей в многоквартирных домах, построенных на землях ИЖС. На прямой линии она поинтересовалась у Евгения Куйвашева, как планируется решать вопрос с пострадавшими гражданами и будут ли они приравнены к статусу обманутых дольщиков?
— Этот вопрос непростой, ответил губернатор. — К обманутым дольщикам вас приравнять нельзя, потому что вас никто не обманывал, и вы прекрасно знали, какое жильё покупали. Но законопроект мы готовим. Ведём переговоры с законодателями, смотрим строительные нормы. Как вы знаете, градостроительные полномочия с 2016 года перешли на уровень субъекта Федерации, поэтому нам будет сейчас легче разбираться во всех тонкостях ситуации, в которую вы попали.
Сотрудники «ОГ» побывали на месте, где строился дом с квартирой для семьи Ирины Наножкиной. Честно признаемся: обмануться, что это не земля ИЖС, было сложно. Со всех сторон к данному участку примыкают другие земли с построенными на них частными домиками и коттеджами. Да и стоимость квартиры на тот момент с учётом района и её площади была занижена в полтора-два раза. Эти обстоятельства должны были насторожить потенциальных покупателей.
Дешёвый сыр
Конечно, можно отмахнуться — мол, сами виноваты. Почему государство должно им помогать за счёт остальных налогоплательщиков? Но масштаб явления серьёзен. По данным МУГИСО, только в Екатеринбурге выявлено 70 многоквартирных домов, самовольно построенных на землях ИЖС.
Суть аферы заключается в том, что на землях, предназначенных для строительства коттеджей, ушлые бизнесмены строят дома на два-три десятка квартир. Каждая квартира при этом продаётся значительно дешевле, чем в «правильном» многоквартирнике (что и обеспечивает приток клиентов), но в сумме весь дом приносит гораздо больше денег, чем если бы был построен, как и положено, только один коттедж. Такие объекты зачастую нарушают интересы других лиц (в частности, соседей), а также создают угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому суды признают эти постройки самовольными и предписывают их снос. В Екатеринбурге сегодня к сносу приговорены уже 35 домов, построенных на землях ИЖС, то есть половина от имеющихся.
Кстати
Как сообщили «ОГ» в пресс-службе ГУ МВД России по Свердловской области, с 2013 года по настоящее время в нашем регионе возбуждено девять уголовных дел в отношении четырёх граждан — представителей компаний, незаконно строивших дома на землях ИЖС.
Всем этим гражданам уже предъявлены обвинения по статьям «Незаконное предпринимательство» и «Мошенничество», но дела пока находятся в производстве у следователей. Никто ещё не посажен. Где остальные строители-мошенники, ответа нет.
Причины, помогающие мошенникам, — неграмотность (или излишняя доверчивость) покупателей, несовершенство законодательства (позволяющее сдавать такие дома в эксплуатацию без специального разрешения), а также попустительство надзорных органов.
— Вряд ли кто-то из этих людей отдал деньги, заранее зная, что его дом могут снести, — считает зампредседателя комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике областного Заксобрания Владимир Коньков. — Конечно, они повелись на относительно дешёвое жильё, но государство должно их защищать. Не надо было допускать, чтобы шла стройка, ведь она велась не месяц и не два. Ведь есть в городе надзор за строительством. Это чисто вина чиновников администрации Екатеринбурга, которые ответственны за малоэтажное строительство.
В ожидании закона
Ситуация порождает два главных вопроса. Первый: как помочь пострадавшим?
Как сообщила «ОГ» начальник отдела по работе с муниципальными образованиями МУГИСО Юлия Кривобок, работа над законопроектом, о котором упомянул губернатор, ведётся давно, но идёт очень трудно. Первый вариант документа предполагалось внести в областное Заксобрание в конце прошлого года. Законопроект предусматривал реестр пострадавших лиц, в соответствии с очерёдностью которого гражданам будет предоставляться жильё в новых строящихся домах — соразмерно той площади, что приобреталась ранее у недобросовестного застройщика.
Но у законопроекта оказалось много лазеек для мошенников, которые могли бы нажиться на существенной разнице в цене законного и «самостройного» жилья. Кроме того, областной бюджет на 2016 год не предусматривает отдельной статьи соответствующих расходов. Работа над законопроектом продолжается, срок его внесения в областной парламент никем не называется.
Главное — контроль
Второй вопрос, требующий решения: как пресечь продолжение незаконной деятельности застройщиков? Главная превентивная мера — оперативное ведение строительного надзора, когда незаконные объекты выявляются ещё на этапе рытья котлована, а не после чистовой отделки.
— Малоэтажное строительство, тем более незаконное, — это вопрос, который должны контролировать органы местного самоуправления. Почему в Екатеринбурге так поздно выявляется незаконное строительство? Давайте спросим у Якоба (глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. — Прим. «ОГ») и его команды, — сообщил нам директор областного Департамента государственного жилищного и строительного надзора Алексей Россолов. — Мы нашли способ, как помочь муниципалитетам установить контроль за деятельностью подрядчиков. Наши сотрудники в рамках межведомственной комиссии, созданной указом губернатора весной 2015 года, выходят, отслеживают, фиксируют и готовую информацию кладут на стол главе муниципалитета. На основании этой информации муниципальные чиновники контролируют деятельность подрядчиков. Сейчас такой лафы, какая была раньше, уже нет.
Что делать (версия «ОГ»)
- Официально передать полномочия в сфере надзора за малоэтажным строительством органам власти субъекта РФ;
- Ввести ответственность сотрудников стройнадзора за позднее реагирование на строительство незаконных жилых объектов;
- Не просто давать квартиры пострадавшим — а давать их либо с доплатой за разницу цен, либо даже с какой-то фиксированной скидкой (например, 3/4 от внесённого) — чтобы граждане тоже несли ответственность за свои действия;
- Проводить проверку проблемных домов на соответствие строительным нормам и правилам. «Если дома соответствуют нормам, то сносить их нецелесообразно, — считает депутат Владимир Коньков. — Их можно использовать как социальные объекты: разместить там школу, детский сад, поликлинику, а также магазин. Ведь коттеджные посёлки, как правило, остро нуждаются в сопутствующей инфраструктуре. Соответственно, за счёт бюджетных средств, выделяемых на строительство соцобъектов, можно было бы как-то компенсировать потери граждан, приобретших жильё».