Легендарные свердловские бренды: конфеты «Рыжик»
30 декабря 2015, 07:00
Первоначально оформление коробки с «Рыжиком» было весьма скромным, потом оно изменилось. А патент на них был получен только в 1994 году. Неизвестный фотограф
- Содержание цикла: пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (3 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)
В конце восьмидесятых годов прошлого века, отправляясь в другой город, свердловчане часто брали в качестве подарка конфеты местного производства. И самыми желанными среди них были конфеты «Рыжик» — мягкий грильяж с необычным сочетанием шоколада и… моркови.
В советские времена Свердловская область была одним из крупнейших кондитерских центров страны: регион производил до 70 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Уральцы были в числе тех, кто диктовал в стране шоколадную моду.
Свердловское объединение кондитерской промышленности включало в себя четыре предприятия: два — в области (в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле) и два — в региональной столице. На одном из них — Свердловской кондитерской фабрике — и был создан «Рыжик».
— Когда я пришёл на фабрику в 1984 году, там уже был профессиональный, слаженный коллектив, — вспоминает бывший директор Свердловской кондитерской фабрики, а затем и ОАО «Фирма «Конфи» Виталий Порядин. — Производство славилось качеством своей продукции.
В то время в Свердловске производили только натуральный шоколад. Вездесущее ныне пальмовое масло использовали лишь при выпуске сладкой плитки «Пальма», которую и шоколадом-то не называли, потому что в ней не было ни грамма какао-масла.
Свердловская фабрика получала в год до тысячи тонн какао-бобов, причём самых лучших, выращенных в африканской стране Кот-д` Ивуар (до 1986 года она называлась Берегом Слоновой Кости).
— Одним из наших принципов было то, что мы старались выпускать собственные изделия, — говорит Виталий Порядин.
В середине 80-х, когда из-за сокращения валютных поступлений государство снизило закупки сырья для кондитеров, принцип опоры на свои силы не только помог предприятию устоять на ногах, но и привёл к феноменальному успеху.
Конфеты ручной работы
Грильяжные конфеты «Метеорит», по аналогии с которыми был сделан «Рыжик», входили также в набор конфет «Уралочка». Неизвестный фотограф
За основу для «Рыжика» были взяты грильяжные конфеты «Метеорит». Но у «Метеорита» корпус конфеты почти сплошь состоял из фундука — того самого дорогостоящего импортного товара, закупки которого были сокращены. И его было предложено частично заменить на местное сырьё — морковные цукаты. Такой идеей загорелась технолог фабрики Марина Котенко.
— До этого морковь в конфетах мы никогда не использовали — это вообще продукт не кондитерский, — рассказала Марина Котенко «ОГ». — И надо было ещё придумать, как её применять, чтобы получилось вкусно, а сами изделия могли какое-то время храниться.
Идею соединить шоколад с морковью предложила технолог Марина Котенко. Она пришла на предприятие в 1977 году; в 1989-м стала главным технологом и проработала на фабрике до 2002 года. Фото: Александр айцев
Технологию оттачивали буквально на кухне. Через обычную мясорубку прогоняли морковь, потом её уваривали в сахарном сиропе, полученные цукаты снова уваривали с мёдом, после добавляли обжаренный орех, сливочное масло…
— Орех брали только благородный — фундук. И никакого арахиса — тогда мы считали, что это самый низкосортный орех и старались его не использовать, — поясняет Марина Котенко.
Когда «Рыжик» пошёл в массовое производство (а это случилось в 1986 году), морковные цукаты свердловские кондитеры стали получать уже со специализированных предприятий. Но уваривать их с мёдом приходилось самим — в больших котлах. Вручную покрывали корпус конфет и шоколадной глазурью.
— Все сорта наших конфет обязательно покрывались только настоящей шоколадной глазурью. Производили её на чистом какао-масле, без добавления растительных жиров. Конфеты в такой глазури не пачкали рук, приятно таяли во рту, а не вставали в нём комом, как нынешние, — говорит моя собеседница.
Производство «Рыжика» требовало именно ручного труда. Марина Котенко вспоминает, что когда попробовали механизировать процесс и наносить глазурь на специальном оборудовании, вкус конфет сразу стал хуже. Пришлось вернуться к испытанному методу.
Использование местного сырья так увлекло свердловских кондитеров, что они запустили целую линейку таких изделий. Вслед за «Рыжиком» появились конфеты «Сосновый лес» со свекольными цукатами, а с самой известной уральской ягодой — карамель «Рябинка», «Исеть», вафли «Рябиновые», конфеты «Рябинушка», с калиной — конфеты «Калина красная»… Использовали даже крапиву. Покупатели благосклонно принимали эти новинки.
В случае с «Рыжиком» дополнительным аргументом в пользу морковных конфет для многих (особенно для пожилых) сладкоежек было то, что они, по сравнению с тем же «Метеоритом», где использовалось много ореха, были мягче.
Англичане упрекнули за… натуральность продукции
История знаменитого уральского шоколада стала заканчиваться с приходом в эту сферу иностранцев. В 1998 году интерес к «Конфи» проявила инвестиционная компания с британскими корнями «Бэринг Восток кэпитал», выкупившая сначала часть акций, а потом и весь бизнес. Инвестор стал удешевлять производство, что пошло в ущерб качеству продукции.
— Когда к нам пришли англичане, они нам поставили в вину то, что фабрика выпускает продукцию только из… натуральных продуктов. А мы-то это считали своей гордостью, — говорит Виталий Порядин.
С тех пор екатеринбургскую фабрику уже дважды перепродавали. И от былого ассортимента теперь мало что осталось. Среди исчезнувших наименований оказался и знаменитый «Рыжик»: он перестал выпускаться в середине нулевых. Сейчас на предприятии нам даже не удалось найти хоть одного человека, кто мог бы рассказать об истории создания легендарных конфет. А музей фабрики, как нам сообщили, ликвидирован.
Конфеты с морковными цукатами (и даже с использованием в названии слова «Рыжик») пытались выпускать другие предприятия страны. Но вкус у них оказался, мягко говоря, не тот… Поэтому гости уральской столицы (те, кто был знаком с продукцией нашей кондитерской фабрики лет 15–20 назад) до сих пор спрашивают: а где тут у вас можно купить тот самый «Рыжик»? Увы — нигде…