"Уральский БАМ" построили за 12 лет
1 ноября 2015, 11:59
Курировал строительство Серовского тракта лично Борис Ельцин, который c ноября 1976-го по апрель 1985 года был первым секретарём Свердловского обкома КПСС. Фото: Тамара Романова
1 ноября 1985 года была завершена «стройка века» — Серовский тракт. Строительство автомобильной трассы велось больше 12 лет, его не раз посещал Борис Ельцин. Добираться до Серова тогдашнему первому секретарю свердловского обкома КПСС тогда приходилось на вертолёте.
Справка «ОГ»
Протяжённость Серовского тракта — около 360 километров. Дорога соединяет с Екатеринбургом Невьянск, Нижний Тагил, Кушву, Верхнюю Туру и Нижнюю Туру, Новую Лялю и Серов. На строительство «Уральского БАМа» ушло 260 миллионов советских рублей.
Строящийся Серовский тракт тогда называли «Уральским БАМом», а сама стройка была народной — участки дороги были закреплены за отдельными городами, и каждый выполнял свой фронт работ. При этом прокладка новой дороги далась нелегко — вырубали тайгу, вынимали скальный грунт, а то и застревали в болоте. Однако дорога была жизненно необходима. Без неё добираться до Екатеринбурга (тогда Свердловска) порой приходилось два дня.
Главный редактор газеты «Серовский рабочий» Тамара Романова в те годы не раз описывала в своих статьях ход строительства дороги. Её пригласили и на открытие нового тракта.
— Мы первые поехали по этой дороге, и я до сих пор помню те ощущения, эмоции. Это было большое событие, — рассказала «ОГ» Тамара Романова.
Окончание «стройки века» праздновали на широкую ногу. По только что открытой трассе ехала колонна из нескольких новых автобусов, а жители посёлков выходили к дороге и приветственно махали руками. В районе Нижней Туры первопроходцев встретили хлебом-солью. В Нижнем Тагиле состоялся торжественный приём строителей дороги, затем колонна двинулась в Свердловск.
— Во Дворце культуры «Урал» собрали всю область — строителей, руководителей горисполкомов и горкомов партии, было огромное совещание. Многим вручили награды, — вспоминает Тамара Романова.
А вот Тамаре Дмитриевне чуть выговор не объявили — за нелестное освещение «стройки века» в газете. Однако она оказалась права: из-за технологических нарушений на дорожном полотне вскоре появились трещины. Трассу пришлось ремонтировать.
Сейчас состояние Серовского тракта, по словам Тамары Дмитриевны, «неплохое».