Конструктор для взрослых

28 октября 2015, 21:57
По словам Игоря Желвакова, самое главное — строго соблюдать технологию, иначе брус просто расслоится. Фото: Галина Соколова

По словам Игоря Желвакова, самое главное — строго соблюдать технологию, иначе брус просто расслоится. Фото: Галина Соколова

С самого момента основания в 1737 году жизнь Верхней Туры строилась вокруг завода. Но в последнее время муниципалитет уходит от «однополярности», укрепляя малый и средний бизнес. Местные предприниматели осваивают современные технологии производства. Один из них — Игорь Желваков, который занимается изготовлением клеёного бруса.

Заготовкой и переработкой леса верхнетуринец Игорь Желваков занялся 15 лет назад: арендовал леса под Кушвой и Нижней Турой и начал поставлять на рынок пиломатериалы, фанерный кряж и древесный уголь. А три года назад решил расширить производство.

— Изучая спрос на продукцию, понял, что нужно заниматься глубокой переработкой древесины. Особенно вдохновила технология производства клеёного бруса: каждый хотел бы жить в долговечном и экологически безопасном доме, — делится с «ОГ» предприниматель.

В четырёх километрах от города в советские годы бурили сверхглубокую скважину. Затем проект свернули, и геологи выставили комплекс строений на продажу. Здесь Игорь Желваков и «прописал» новое производство. На месте скважины закипела стройка: соорудили перекрытия, залили бетоном пол, построили котельную, установили автоматизированные комплексы для сушки древесины. На следующий год поставили станки, прибывшие из Италии и Германии, и запустили производство.

Ручной труд на предприятии используется по минимуму: весь процесс автоматизирован. Фото: Галина Соколова

— Самая продолжительная по времени операция — сушка. Лиственница готовится к работе месяц, ель — до 12 дней, — объясняет Игорь. — Затем заготовки попадают на специальный сканер, где выявляются все дефекты дерева. После их удаления формируются ламели — пластинки, похожие на детали огромного конструктора. Они покрываются клеем и сращиваются под прессом — получается клеёный брус.

Самый «умный» станок в цехе — чашкорезный. По созданному архитектором проекту компьютер сам выбирает программы обработки брусьев — до четырёхсот наименований для одного заказа. Рабочему остаётся следить, как машина выстругивает чашки, и наносить на каждое изделие номер. Маркировка будет служить подсказкой для тех, кто займётся сборкой дома.

За смену в цехе обрабатывают по двенадцать кубометров древесины. Практически все операции на предприятии автоматизированы, даже материал перемещается по цеху на специальных конвейерах. Строительные отходы утилизируют или пускают в дело: местная котельная работает на опилках.

— Всё продумано, чтобы исключить тяжёлый ручной труд и сделать работу комфортной, — рассказывает мастер Александр Роментов. — Руками люди принимают только заготовки у пресса. Да и в цехе — посмотрите, какая чистота, работают мощные установки, всасывающие пыль и опил.

Заказы на дома и бани поступают пока не так часто, как хотелось бы, но производственники уверены, что это явление временное, обусловленное экономическим кризисом. Начали поступать заказы из Екатеринбурга и Москвы, всё больше стройматериалами интересуются и земляки.

Земляки оценили инициативу и по другой причине: новый цех обеспечил работой 23 человека.

— По образованию я ветеринар, но после закрытия совхоза долго не мог найти работу по специальности, — рассказал «ОГ» станочник Александр Новосельцев. — Тогда и устроился на производство клеёного бруса — не пожалел.

Местная администрация тоже помогает предприятию: обеспечивает участие в обучающих семинарах и приглашает на комплекс официальных гостей города. В муниципалитете уверены: чем больше людей узнает о производстве, тем больше домов и бань будут собирать из верхнетуринского бруса.