Масштаб строительства — как у Суэцкого канала

10 июля 2015, 06:00
Председатель совета директоров группы «Синара» Дмитрий Пумпянский (слева) и первый вице-президент РЖД Александр Мишарин с оптимизмом оценивают перспективы сотрудничества при реализации проектов ВСМ. Фото: Александр Зайцев.

Председатель совета директоров группы «Синара» Дмитрий Пумпянский (слева) и первый вице-президент РЖД Александр Мишарин с оптимизмом оценивают перспективы сотрудничества при реализации проектов ВСМ. Фото: Александр Зайцев.

Высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) «Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург» построят к 2030 году. Об этом вчера корреспонденту «ОГ» сообщил первый вице-президент компании «Российские железные дороги» (РЖД) Александр Мишарин, приехавший в Екатеринбург для участия в Иннопроме.

Поскольку расстояние между Екатеринбургом и Москвой составляет 1 793 километра, а скорость движения составов по ВСМ должна быть равной примерно 350 километрам в час, то получается, что время движения поезда от одного города до другого составит менее шести часов.

— Магистраль «Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург» включена в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», — сообщил Александр Мишарин. — Документ утверждён распоряжением правительства России. И сегодня у нас есть всё необходимое для того, чтобы этот проект состоялся. Скажу больше: после утверждения Стратегии Министерством транспорта РФ, РЖД, Комитетом по реформам и развитию КНР и компанией «Китайские железные дороги» подписан меморандум по созданию высокоскоростного транспортного коридора «Москва — Пекин». По сути дела, речь идёт о магистрали «Европа — Азия». Чем дальше мы работаем над этим проектом, тем больше у нас возникает уверенности в том, что строительство такой магистрали экономически целесообразно.

Проекту создания высокоскоростного коридора «Москва — Пекин» была посвящена и состоявшаяся вчера на Иннопроме экспертная панель, на которой Александр Мишарин выступил с докладом.

Сегодня самая длинная ВСМ в мире находится в Китае — её длина около 2 000 километров. Протяжённость магистрали «Москва — Пекин» составит 7 769 километров. То есть сразу же после завершения строительства она установит мировой рекорд по протяжённости.

Языком цифр

  • После сдачи в эксплуатацию ВСМ «Москва — Пекин» будет перевозить 195 миллионов человек в год.
  • Время в пути между столицами двух стран сократится в четыре раза (с 130 до 33 часов).

— Такие расстояния нас не пугают, — пояснил Александр Мишарин. — Сейчас уже запущено проектирование первого этапа этого проекта — ВСМ «Москва — Казань». Одновременно мы ведём предварительные расчёты по магистрали «Екатеринбург — Челябинск». Должен сказать, что эксперты предполагают хороший коммерческий эффект от строительства именно этой ветки.

Александр Мишарин: «По масштабам проект ВСМ «Москва — Пекин» можно сравнить с Суэцким и Панамским каналами».

Сумму затрат на строительство магистрали Александр Мишарин не озвучил, но ранее в печати публиковалась информация о том, что ВСМ между Москвой и Екатеринбургом обойдётся в 2 триллиона рублей. 50–80 процентов этих затрат, по словам Мишарина, готов взять на себя федеральный бюджет. Оставшиеся средства должны составить частные инвестиции. Причём россияне активно ведут переговоры по привлечению инвесторов из Китая.

— В рамках Иннопрома-2015 мы подписали с китайскими коллегами дорожную карту по реализации этого проекта. Сегодня идёт обсуждение возможности создания совместного российско-китайского производства по выпуску подвижного состава для высокоскоростных дорог. С нашей стороны в нём будет участвовать группа компаний «Синара», — уточнил первый вице-президент РЖД.

Кстати, производимый сейчас на Урале электропоезд «Ласточка» во время пробной поездки в январе 2015 года развил максимальную скорость 145 километров в час. А составы для ВСМ, как уже сказано выше, должны преодолевать за час 350 километров. То есть «Ласточка» для скоростных магистралей не годится, и свердловчанам придётся осваивать выпуск другой техники. Однако, по словам гендиректора компании «Синара — Транспортные Машины» Евгения Гриценко, эта задача их не пугает.

— Основные технологические принципы производства высокоскоростных составов мы изучили в ходе работы над «Ласточкой». Поэтому считаем, что нам под силу запустить производство вполне конкурентоспособной техники для ВСМ, — заявил Евгений Гриценко.

Комментарий

Александр Цыденов, заместитель министра транспорта России:

— Проект из стадии обсуждения перешёл в стадию изыскания. Уже сейчас 100 буровых работают по линии будущей трассы, а к августу их количество удвоится. Практическая реализация началась. (…) Там, куда приходит ВСМ, зарплата в регионах вырастает от 30 до 50 процентов за счёт повышения экономической активности.