В Верхней Пышме работает мастерская «старинных» вещей
9 декабря 2014, 15:46
Фото: Алексей Кунилов.
Ильдар (на фото слева) и Алексей пока не работают с экзотическими породами дерева, говорят, что ещё недостаточно опыта, чтобы браться за те же орех или эбен, которые стоят около 20 тысяч рублей за небольшой брусок. Испортив материал, деньги за него уже не вернёшь
«Уральская мастеровая» заработала в Верхней Пышме полтора года назад. Здесь вручную изготавливают копии средневековых предметов быта из дерева, металла, кожи и кости. С таким широким набором материалов в пределах одной мастерской сегодня мало кто работает, но спрос на продукцию есть. Несколько заказов поступило даже из-за границы.
28-летний Ильдар Аблиев по специальности — художник по металлу. В родном Нижневартовске он работал производственным мастером на кафедре в университете и увлекался исторической реконструкцией. На одном из фестивалей познакомился с будущей женой и переехал к ней на Урал. Его сопровождала мечта открыть здесь частную мастерскую, но для этого нужно было заработать деньги на оборудование и аренду помещения. Ильдар устроился работать в школу учителем труда, а в свободное время начал делать копии старинных предметов быта для своих знакомых реконструкторов. Тогда же познакомился со своим нынешним напарником 27-летним Алексеем Синцовым, который на тот момент работал торговым представителем, но имел опыт работы руками.
Вместе со знакомыми кузнецами, Алексей и Ильдар взяли в аренду пустой ангар в Верхней Пышме. Сами надстроили там второй этаж, чтобы места хватало всем. Закупили всё необходимое на первое время оборудование и запустили своё скромное производство.
Этот медный котелок вместимостью пять литров верхнепышминские ремесленники сделали по заказу реконструктора из английского городка Портсмута. Фото: Алексей Синцов.
— Первоначально клиентская база состояла полностью из реконструкторов. На этих заказах мы протянули год, — рассказывает Алексей. — Обычные люди стали обращаться к нам совсем недавно. Сработали сарафанное радио и группы в социальных сетях. Сейчас мы хотим сделать акцент именно на таких заказчиках. Будем пытаться выходить на мебельные магазины и дизайнерские конторы. Нынешний рынок завален однотипными изделиями с использованием станков ЧПУ. Этим никого не удивишь, а вот традиционной столярной работой можно.
— К нам редко приходят люди с конкретными пожеланиями, — говорит Ильдар. — Обычно говорят: «Хочу старинный сундук». И мы в процессе обсуждения решаем, каким он будет. Чаще всего мы делаем предметы быта средневековой эпохи скандинавских стран и Древней Руси.
Каталога с изделиями у уральских мастеров пока нет. Каждый заказ обсуждается с заказчиком индивидуально, поэтому двух одинаковых вещей получиться не может.
— Коллекционеры, любители вещей под старину заказывают копии резной посуды, сундуков, столов. Приходится обращаться к музейным источникам, искать фотографии, — рассказывает Ильдар. — Берёмся и за вещи современного дизайна. Недавно изготовили кровать-подиум шириной три с половиной метра, она заняла у нас всю мастерскую. В прошлом году к нам обращался один из первоуральских театров. Там ставили спектакль с использованием шумовых машин, которые имитировали различные звуки: шум дождя, грозы. Такие машины были сконструированы в 60-х годах каким-то театральным деятелем, мы воссоздавали их по его чертежам. Пару раз к нам обращались девушки с просьбой сделать им ткацкие станки и веретёна.
Через «Фэйсбук» на уральских мастеров начали выходить зарубежные заказчики. Совсем недавно один английский реконструктор из Порт-смута заказал им медный котёл и кожаные костровые меха. Сейчас ребята ведут переговоры с эстонцем.
— Европа для нас сейчас — одно из приоритетных направлений, — рассказывает Алексей. — Там популярно увлечение исторической реконструкцией, а мастерские вроде нашей выставляют за свою работу очень высокую цену. Но сейчас нам, во-первых, не хватает времени, чтобы общаться с иностранными заказчиками и заниматься продвижением. Во-вторых, есть сложность с пересылкой — Почтой России можно отправлять только мелкие вещи, приходится пользоваться частными почтовыми службами, которые загибают цену.
На стоимость вещи влияют материал, время, затраченное на работу, цена за электричество и аренду помещения. По словам Алексея, вначале они не учитывали и половину из всего вышеперечисленного, и порой не окупали даже свою работу.
Недавно мастера заявлялись на участие в грантовом конкурсе, который проводил Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, и победили.
— Раньше думали, что государство слабо помогает малому бизнесу, а тут нам безвозмездно дали триста тысяч рублей, — говорит Ильдар. — Деньги мы потратили на столярные станки.
После покупки новых станков мастерам пришлось немного расширить площадь и арендовать ещё одно помещение в соседнем ангаре. Сейчас Ильдар и Алексей собираются увеличить объём производства и нанять нескольких работников.