Драйвером внедрения электрокаров в России должен стать городской пассажирский транспорт. Пока что он лучше всего прижился в Москве. В 2018 году там запустили первый электробус, а сейчас их уже больше тысячи, до 2030 года электробусами планируется заменить весь парк столичных автобусов. В большинстве же российских регионов электробусы еще тестируют. В их числе – уральская столица. В 2017 году на дорогах города обкатывали электробус из Энгельса, два года спустя – белорусский электробус, привезенный на ИННОПРОМ.
В этом году на ИННОПРОМе – бум электробусов. Так, группа «Синара» презентовала опытный образец низкопольного городского транспорта «Синара 6253».
– В отличие от московских электробусов, которые подпитываются от пантографа, расположенного на крыше, этот электробус может заряжаться двумя способами – и от пантографа (за сорок минут), и через «пистолет», как электромобиль (за четыре часа), – пояснил гендиректор компании «СТМ-Энергорешения» Салават Халилов. –На автономном ходу он способен преодолевать до 250 километров.
Автобус имеет плавный ход. Он весьма вместителен – до 90 человек, из них 37 могут занять сидячие места. Для пассажиров предусмотрены USB-слоты для подзарядки гаджетов, доступ к WI-FI, климат-контроль, анатомические сиденья с антивандальным покрытием, многоуровневое освещение, комплекс из 11 камер для обзора салона машины изнутри и снаружи и многое другое. Все цифровые решения призваны интегрировать электробусы в систему «умный город». Примечательно, что три четверти деталей, используемых при сборке – отечественные.
На стенде Казахстана можно увидеть электробус совместного китайско-казахстанского производства Yutong 6106 BEVG. Последний, к слову, стоит около 350 тысяч долларов, зарядная станция идет с ним в комплекте. Интересно, что помимо городских электробусов, на предприятии собирают туристические электробусы, которые могут проехать на автономном ходу больше 400 километров, и самосвалы. Вся техника уже успешно используется на территории страны.
Еще один электробус – E-CITYMAX 12 с возможностью заряжать батареи тремя способами (ультрабыстрой, быстрой пистолетной и ночной) представила «Группа ГАЗ» – пока это тоже опытный образец. Еще одна новинка от «Группы ГАЗ» – водоробус «Газель City», который работает на водородных топливных элементах. Транспорт абсолютно экологичен: при его эксплуатации в атмосферу выделяется только водяной пар. Запас хода водоробуса – 350 километров.
На выставке нашлось место и личному «зеленому» транспорту. Научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт НАМИ презентовал электромотоцикл Aurus Merlon с запасом хода до 200 километров и люксовый седан от Aurus, который может работать и на электричестве, и на водороде.
Какие из экспонатов в недалеком будущем жители Екатеринбурга увидят на городских улицах, покажет время. Но почву для развития электротранспорта и инфраструктуры для него в уральской столице уже начали готовить.
– Было бы интересно, чтобы строящаяся скоростная трасса М-12 попала в проект развития зарядных станций. Это была бы интересная межрегиональная история, которая помогла бы проще привлекать федеральные средства на создание зарядок на трассе, – подчеркнул заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
Как отметил заместитель главы Екатеринбурга Дмитрий Ноженко на полях ИННОПРОМа, город будет самостоятельно с инвесторами запускать пробные проекты. В частности устанавливать зарядные станции на паркингах жилых домов и в крупных торговых центрах.