Максим Марамыгин, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ, член общественного совета при минфине области:
– Я считаю, что на снижение дефицита бюджета повлияло и улучшение экономической ситуации, и планомерная работа регионального минфина. Министерство уже два года очень активно работает над этим вопросом. Ещё в 2020 году Галина Максимовна Кулаченко (замгубернатора – министр финансов области до декабря 2020 г.) выступала за сокращение расходов бюджета и инвестиционных затрат. Сейчас эту работу продолжает Александр Сергеевич Старков, и, как мне кажется, удачно. В этом году навстречу минфину пошли и депутаты Законодательного собрания. Понятно, что каждый из них радеет за свой избирательный округ и старается обеспечить его развитие. Однако по итогам заседаний согласительной комиссии обошлось без серьёзного увеличения расходной части бюджета.
При этом прогноз по доходам на 2022 год также достаточно высокий. Свердловская область – сырьевой регион. Хорошая конъюнктура на мировом рынке металлов и древесины позволила нашим крупнейшим предприятиям увеличить налоговые отчисления в бюджет. Сыграло на руку и ослабление курса рубля.
Законопроект о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов ко второму и третьему чтению на представил глава комитета по бюджету, финансам и налогам свердловского Заксобрания Пётр Соколюк. Это первый бюджет, за работу над которым он отвечал в своей нынешней должности (напомним, до этого с 2004 года комитет возглавлял – и соответсвенно представлял бюджет – Владимир Терешков, который ушёл из жизни в январе 2021 года).
К слову, в исполнительной власти над бюджетом на 2022 год тоже работали «новички». После того как в декабре 2020 года ушла в отставку заместитель губернатора – министр финансов области Галина Кулаченко, её пост разделили: министром финансов был назначен её прежний заместитель Александр Старков, а курировать сферу поручили замгубернатора Олегу Чемезову.
Обращаясь к коллегам, Пётр Соколюк бегло рассказал, что к законопроекту поступило 26 поправок. В их числе – предложения увеличить расходы на транспортную сферу, государственную политику в строительстве, экологию и образование.
Единственным, кто решил выступить перед принятием закона, стал новый депутат Заксобрания, руководитель фракции ЛДПР Александр Каптюг:
– Наша фракция поддерживает бюджет на 2022 год. Этот законопроект сформирован по итогам обсуждений рабочих групп согласительной комиссии, где наши предложения также были услышаны. Уверенно 70 процентов расходов сохраняют социальную направленность. А объём выделенных муниципалитетам средств превысит прошлогодний показатель на четверть – это значит, что будут реконструированы и построены новые объекты. Бюджет отражает некоторые направления нашей партийной программы. В частности – увеличение расходов на строительство региональных дорог и поддержку системы здравоохранения.
Руководитель фракции «Единая Россия» Елена Чечунова добавила, что и её однопартийцы готовы единогласно проголосовать за законопроект:
– Бюджет на 2022 год отражает и элементы нашей народной программы.
Традиционного выступления представителей КПРФ, которые год от года высказывают недовольство проектом закона о бюджете, на этот раз не последовало. В итоге за документ проголосовали 38 из 47 присутствующих депутатов.
На традиционном брифинге журналисты поинтересовались у министра финансов, как бы он охарактеризовал бюджет 2022 года. Александр Старков назвал его «бюджетом приоритетов»:
– По традиции значительная доля бюджета – порядка 236 млрд рублей – направляется на социальную сферу. Но в 2022 году ещё одним важным направлением расходов станет подготовка к Всемирным летним студенческим играм. На объекты Универсиады выделено порядка 23 млрд рублей. Ещё один приоритет – увеличение доли вливания денежных средств в муниципалитеты. На поддержку муниципальных бюджетов было направлено около 45 млрд рублей.
Среди крупных проектов в территориях, на которые будут направлены средства из бюджета в 2022 году, министр выделил: