Выступающие за объединение и укрупнение регионов полагают, что это определённо спасёт экономику присоединяемых территорий. Но когда нужно прибегать к такому решению ситуации?
По словам доктора экономических наук, директора Института экономики УрО РАН Юлии Лавриковой, присоединение одного региона к другому возможно лишь в том случае, когда все другие способы разрешить его экономические проблемы не сработали.
– Регионы УрФО являются условно самодостаточными, уровень жизни там средний или даже выше среднего. Исключение составляет только Курганская область. Здесь очень дорогая энергетика, а значит, и всё производство. Этот вопрос однозначно должен быть решён – с присоединением к Тюмени или без него, – считает Юлия Лаврикова.
Среди плюсов объединения двух регионов она называет возможность решения экологических проблем Курганской области, с которыми ей могла бы помочь достаточно богатая Тюменская область, а среди минусов – необходимость Тюменской области отвлекаться от решения собственных важных инфраструктурных вопросов.
Немаловажно, что объединение уральских регионов (будь то Тюменской и Курганской областей или Тюменской области и входящих в неё ХМАО и ЯНАО) создадут огромную территорию, в разы превышающую площадь любой средней по размерам европейской страны. Это только осложнит управление территорией.
– В той же Швейцарии управление страной осуществляют небольшие по площади кантоны. Когда речь идёт о таких огромных территориях, как Тюменская и Курганская область, здесь нужны несколько экономически обоснованных центров. Управлять такими землями из одного центра просто не целесообразно, – говорит Юлия Лаврикова. – К тому же в нашей стране действует аппарат полномочного представителя президента в федеральных округах. Он со своими задачами по реализации конституционных полномочий главы государства справляется, а для управления социальной сферой всё же необходимы более мелкие административные деления.
Кроме экономической сферы идея укрупнения регионов затрагивает и политическую. По мнению директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина, тема с объединением регионов была неслучайно вброшена в повестку в преддверии выборов в Государственную Думу.
– Политическая повестка сейчас небогата идеями. После высказывания Марата Хуснуллина появилось сразу несколько разных позиций политиков, в частности, господин Жириновский высказался. Эта дискуссия продолжится и дальше, поступят и другие предложения по объединениям регионов. Представители регионов, которые захотят присоединить к кому-то, будут говорить, что они не хотят отдавать свои земли. Но нам сейчас надо сделать паузу до окончания кампании по выборам в Госдуму.
О том, что раньше парламентских выборов, которые пройдут в сентябре этого года, вопрос о сокращении числа регионов не решится, сказал и сам Марат Хуснуллин.
Ещё один вопрос, связанный с объединением регионов, может коснуться и полномочного представителя президента в УрФО Владимира Якушева. В 2020 году, вскоре после назначения его на эту должность, сетевые издания со ссылкой на источники писали о том, что одной из главных задач нового полпреда якобы является объединение Тюменской области, ХМАО, ЯНАО с Курганской областью и что бывший глава Минстроя РФ может возглавить новый укрупнённый регион. Анатолий Гагарин считает, что это не единственный возможный сценарий:
– Владимир Якушев губернатором уже был (с 2005 по 2018 годы он возглавлял Тюменскую область – Прим. ред.). Насколько целесообразно для него снова становиться главой региона?.. Я не думаю, что это перспективный вариант для политической карьеры Владимира Якушева. Возглавить новый регион может и ныне действующий губернатор Тюменской области (Александр Моор – Прим. ред.).
У укрупнения уральских регионов могут быть и другие последствия. В последние годы активно обсуждается вопрос о переименовании Свердловской области. Одним из предлагаемых вариантов является Уральский край.
– Предложение Марата Шакирзяновича любопытно ещё и с точки зрения завершения споров о наименовании Свердловской области. Напомню, что эта тема не раз поднималась общественностью. В случае укрупнения субъектов Федерации, входящих в УрФО, новое объединяющее название логично завершит все разногласия на эту тему. В таком случае предложение Марата Хуснуллина может быть благосклонно воспринято многими организациями, включая Всемирный русский народный собор, – говорит главный редактор «Областной газеты», сопредседатель регионального отделения ВРНС Дмитрий Полянин.
Процесс укрупнения регионов регламентируется законом «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Согласно документу, новый субъект Федерации может быть образован в результате объединения двух и более граничащих между собой регионов. Губернаторы и законодательные органы власти этих регионов должны направить совместное предложение об объединении Президенту России. После этого губернатор каждого из субъектов, которые намерены объединиться, инициирует в своей территории референдум.
Если во всех этих регионах жители большинством голосов поддерживают объединение – вопрос считается решённым. Результаты референдумов представляются Президенту, а затем принимается соответствующий федеральный конституционный закон. Если в половине (или менее) заинтересованных субъектов жители выступили против – может быть проведено повторное голосование.
Тема укрупнения регионов не первый раз поднимается на Урале. Но до конкретных действий она дошла лишь однажды.
В начале нулевых состоялось объединение в Пермский край Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа – последний стал самостоятельным субъектом РФ после принятия Конституции России в 1993 году, хотя продолжал находиться в составе Пермской области территориально. После того, как власти двух субъектов обратились к Президенту России с предложением об объединении, в конце 2003 года состоялись референдумы, на которых большинство жителей высказались за. Затем был принят федеральный конституционный закон о создании нового субъекта РФ. Новый регион официально появился в декабре 2005 года.
Позже обсуждалась возможность разделения дотационной Курганской области между Челябинской (к ней могли бы отойти Шумихинский и Щучановский районы), Тюменской (Белозерский и Шатровский районы) и Свердловской областью (Долматовский и Катайский районы). Но реальные очертания идея так и не обрела.
В 2012 году тему укрупнения регионов подняла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Тогда обсуждалось возможное объединение Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, но этого не произошло. Тема вновь появилась в повестке в 2020 году – после того, как меморандум об объединении подписали главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Тогдашний полпред Президента в УрФО Николай Цуканов заявил, что о слиянии регионов в единый субъект в ближайшее время речи не идёт.
Тема объединения Курганской и Тюменской областей также поднималась неоднократно. В 2019 году в СМИ прошла неофициальная информация, согласно которой тогдашний врио губернатора (нынешний глава) Курганской области Вадим Шумков обратился с предложением присоединиться к Тюменской области в администрацию Президента. Спустя год аналогичное предложение озвучивал депутат Госдумы от Тюменской области Павел Дорохин.
Тем не менее, в последние годы объединение регионов чаще обсуждается не в контексте их укрупнения, а в контексте создания агломераций. Необходимость такого формата сотрудничества субъектов РФ прописана в общенациональном плане по восстановлению экономики. Первую такую агломерацию глава Счётной палаты Алексей Кудрин предложил создать вокруг Екатеринбурга, включив в нее Пермь, Челябинск и другие крупные города.