Поскольку в Свердловской области эксперимент стартовал месяц назад, данных о том, представители каких сфер чаще всего переходят в официальные самозанятые, пока нет. Но по опыту регионов, где эксперимент стартовал раньше (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), выделяются шесть основных сфер работы официальных самозанятых:
Сейчас уральские налоговики ставят перед собой цель проводить именно разъясняющую работу. Целенаправленно нелегальных самозанятых пока (пока!) никто не ищет. Хотя, конечно, среди нелегальных самозанятых ходит много «пугалок». Например, они боятся, что из-за регулярного поступления денежных средств у них могут заблокировать банковскую карту. Кроме того, у нелегальных самозанятых нет возможности спокойно рекламировать свои услуги.
Стоит помнить и то, что уже сейчас за уклонение от налогов есть ответственность.
– Предположу, что после оценки результатов эксперимента может быть ужесточена борьба с теневыми предпринимателями, которые, несмотря на лёгкость и дешевизну перехода на самозанятость, решат этого не делать, – считает Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
Подводя итог, отметим, что переход на новый вид налога сегодня объективно выгоден индивидуальным предпринимателям, которым государство даёт возможность снизить налоговую нагрузку (сейчас минимум для этой категории – 6 процентов).
Для самозанятых-физлиц ситуация выглядит менее привлекательной. Государство предлагает им отдавать по 4 процента своих доходов, но взамен не предлагает никаких «пряников». Чтобы заинтересовать их в выходе из тени, государству стоит задуматься над дополнительными привилегиями для них или жёстче щёлкнуть кнутом.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».