Несколько наград, включая приз Госархива кинофотодокументов, получила, Татьяна Скабард (обладательница двух Гран-при фестиваля за фильмы «Всё проходит» (2015) и «Последний парад «Беззаветного» (2017). В этом году она представила нетипичный для себя фильм «Сенин день» о буром медвежонке с удивительной и страшной судьбой. Татьяна уже несколько лет из-за болезни не приезжает на фестиваль, мы связались с ней по телефону.
– Последние две работы сами меня нашли – корабль «Беззаветный» и вот этот медвежонок, – рассказывает Татьяна Скабард. – Муж как-то принёс из магазина что-то, завёрнутое в газету, я хотела уже выбросить, но разровняла – и на последней страничке увидела фото с памятником медвежонку. Стала читать и пропала… Там такой материал! Советую зрителям посмотреть этот фильм, и может быть, хоть чем-то помочь приюту, о котором идёт речь в фильме.
Если кто-то не успел посмотреть фильм на фестивале, он выложен на сайте телеканала «Культура».
Приз за лучший короткометражный фильм получил Сергей Головецкий с картиной «Полёт чемпиона». К слову, тема спорта в нынешней конкурсной программе, пожалуй, была представлена особенно широко – четыре картины в документальном кино и ещё одна в разделе телефильмов. Сергей Головецкий напомнил зрителям о легендарном спортсмене, рекордсмене по прыжкам в длину, Игоре Тер-Ованесяне. Участник пяти Олимпиад, профессор кафедры лёгкой атлетики на экране готовится отметить солидный юбилей – 80 лет. Безусловно, харизма Тер-Ованесяна с годами никуда не исчезла, он по-прежнему оптимистично смотрит на жизнь, полон энергии и заряжает ею зрителя. Однако в этом случае смеем усомниться в решении жюри – всё-таки в фильме нет изюминки, выделяющей именно эту картину из ряда многочисленных фильмов-биографий о знаменитых личностях. Да и хронометраж картины 49 минут – согласитесь, это уже скорее полный метр…
И если говорить о фильмах, посвящённых спорту, мы бы выделили работу Максима Арбугаева «Бой» (картина получила сертификат на пакет грантов на кинопроизводство от компании GRANT BURO) о паралимпийской сборной России по футболу слепых. Во-первых, в самое сердце попадает история этих уникальных ребят и их тренера. Если уж совсем примитивно – попробуйте сыграть в футбол с закрытыми глазами, а потом ещё представьте, что защищаете честь страны на международной арене. Во-вторых, фильм очень качественно снят и смотрится на одном дыхании как хороший игровой. В-третьих, смеем предположить, что от этого кино в какой-то степени зависела судьба тренера этих невидящих парней – тренера, который научил их, ещё маленьких мальчишек, всему, возил за границу, исполнял мечты… поскольку в одночасье, когда забрезжила возможность красивого результата, команде сверху назначили нового наставника.
Что касается свердловских картин, то, конечно, здорово, что на юбилейном фестивале победу одержала комедия-реквием «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко. Кстати, последний раз наши режиссёры побеждали на «России» как раз пять лет назад – это были Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва с картиной «Великие реки Сибири. Бирюса». Замечательная юбилейная традиция. На церемонии награждения Алексей Федорченко проникновенно сказал о своём отношении к документальному кино.
– Меня часто спрашивают: какое кино вам больше нравится снимать – игровое или документальное? Такой вопрос для меня никогда не стоял. Я документалист. В 1990 году я пришёл в творческое объединение документальных фильмов «Надежда», наши фильмы побеждали на многих фестивалях. Именно тогда я получил очень хороший заряд и инъекцию документального кино, которая ведёт меня всю жизнь. Когда смотришь хороший документальный фильм, не просто получаешь удовольствие как от произведения искусства, а открываешь для себя новые миры новых людей.
Ещё Алексей сказал, что теперь и игровые фильмы по степени проработки материала он старается делать как документальные. А мы здесь добавим, что и документальные он делает как игровые, чтобы зритель, благодаря сценарию, драматургии, не смог оторваться от экрана с первого до последнего кадра.
Остальные наши документалисты остались без основных призов, но их фильмы, бесспорно, заслуживают вашего внимания. К примеру, картина «Санитар» Елены Дубковой. И эта работа тоже отчасти может претендовать на жанр «комедия-реквием». Но уже по сюжетному принципу. Режиссёр представил нам совсем нетипичного героя – санитара морга Артемия Ульянова, который на досуге ещё и пишет книги. И пусть вас не смущает не самая приятная профессия этого человека, его жизненная философия у многих точно вызовет уважение.
Любопытной получилась работа Владимира Головнёва «Летсплей» о киберспортсменах, и именно она вызывала особенный отклик у молодёжи. Интересно и то, что раньше на эту тему документалисты ещё не заходили. А вот Павел Фаттахутдинов представил элегическое кино о глубинке «Сны о России».
И как всегда, в конце киносмотра остро встаёт вопрос о том, чтобы всё это многообразие документального кино дошло до зрителя. Конечно, формат фестиваля даёт возможность прикоснуться к лучшему, что появляется в этом виде искусства, но всегда хочется, чтобы эти работы доходили и до широкого зрителя.
О полноценном или даже ограниченном прокате речи, увы, не идёт. Жюри и участники «России» обсудили возможность выхода на телеканалы, с чем сегодня, в силу разных причин, тоже большие проблемы. И лучше всего об этом, наверное, сказал председатель жюри документального конкурса этого года, известный писатель, киносценарист Юрий Поляков: «Хорошее документальное кино, которое настроено абсолютно государственно, абсолютно граждански, какое мы видели на фестивале, – это гуманитарное оружие, которое давно надо было использовать».
Гран-при. "КИНО ЭПОХИ ПЕРЕМЕН" (реж. Алексей Федорченко, «Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург).
Лучший полнометражный фильм. «КОМБРИГ» (реж. Валерий Тимощенко, Краснодарская киностудия им. Н. Минервина).
Лучший короткометражный фильм. «ПОЛЁТ ЧЕМПИОНА» (реж. Сергей Головецкий, Студия «КиноАртель», Москва).
Лучший дебют. «НЕОБРАТИМАЯ ХИМИЯ» (реж. Джульетта Мартиросян, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва).
Приз за операторское мастерство Владимиру Самородову, оператору фильма «НЕ УХОДИ ОТСЮДА» (реж. Владимир Самородов, Марина Труш, Студия «МТ Кино», Москва).
Лучший телевизионный фильм. «FERMATA» (реж. Олеся Фокина, Студия «КОД-фильм+», Москва).
Приз зрительских симпатий. Документальный конкурс:"КИНО ЭПОХИ ПЕРЕМЕН" (реж. Алексей Федорченко, «Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург).
Телевизионный конкурс:«ИЛЬЯ КОРМИЛЬЦЕВ. В ПОИСКАХ ЦЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» (реж. Анна Голикова, студия “Андрея Шемякина”, Москва).
Приз российского государственного архива кинофотодокументов "За фильм, достойный государственного хранения" "СЕНИН ДЕНЬ" (реж. Татьяна Скабард, студия «Берег», Москва).
Приз имени Леонида Гуревича «За оригинальное драматургическое решение» «ЛЕТСПЛЕЙ» (реж. Владимир Головнёв, Кинокомпания «Игра», Екатеринбург).