Марк Захаров. Неправда, что незаменимых нет.

Марк Захаров

Фото: lenkom.ru

Сегодня в Москве простятся с Марком Захаровым, без малого полвека возглавлявшим один из самых популярных российских театров. Режиссёр ушёл из жизни в субботу, не дожив двух недель до 86-летия.

Существует расхожее мнение, что искусство (любое и театральное в том числе) бывает либо массовым, либо элитарным. И между собой эти пространства не то что не пересекаются, а отталкиваются как разноимённые полюса. В театре «Ленком» (бывшем – имени Ленинского комсомола) спектакли снимали с репертуара даже не потому, что зал пустел. Он по-прежнему оставался полон, но в кассах уже не было привычного ажиотажа.

Кроме того, если задаться целью составить список лучших отечественных фильмов, то там с большой долей вероятности окажутся шесть из семи картин, снятых Марком Захаровым. «Формула любви», «12 стульев», «Обыкновенное чудо» разошлись на цитаты, а это высшая степень признания.

Фигур такого масштаба, как Захаров, почти не осталось. Он был из того же ряда титанов отечественного театра, что и Георгий Товстоногов в БДТ, Валентин Плучек в Театре сатиры, Галина Волчек в «Современнике», Олег Ефремов во МХАТе, Андрей Гончаров в Театре имени Маяковского. При этом Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Олег Табаков и ныне здравствующий Александр Ширвиндт при всём к ним уважении – это всё-таки блистательные актёры, волей судьбы оказавшиеся на административной работе.

У Захарова получилось немного иначе. Благодаря случаю посредственный актёр провинциального пермского театра занялся режиссурой в самодеятельном коллективе. И скоро стал одним из самых ярких новаторов отечественного театра. Рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» для 70-х-80-х годов прошлого века были невероятным вызовом традиции. И популярнейший в своё время спектакль Театра сатиры «Проснись и пой» – это тоже Марк Захаров. При этом его новаторство всегда оставалось в рамках приличий, что для нынешних экспериментаторов высота недоступная.

В его распоряжении была россыпь блистательных актёров – Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Инна Чурикова. Любой из них мог бы стать тем, на ком держится весь репертуар. Но Захаров каждому из них находил именно его место на сцене. А это тоже умение, которое не каждому дано.

Да, он работал с первоклассным материалом, но и преобразовывал его так, что тот сверкал ещё ярче. Небольшой, но наглядный пример такого виртуозного режиссёрского вмешательства: «Не выпьете ли со мной рюмки?» – спрашивает в легендарной ленкомовской «Поминальной молитве» Лейзер-Вольф у молочника Тевье. «Не хочу!», – хмуро отвечает Тевье в исполнении Евгения Леонова и после паузы добавляет: «Огорчать вас отказом». Но в тексте пьесы Григория Горина этой паузы нет, а она превращает обычную вроде бы реплику в событие.

Захаров пережил с «Ленкомом» и звёздные минуты, и трагическую потерю практически всех своих ведущих актёров. Такие удары судьбы могли сломать кого угодно, только не Марка Захарова. И режиссёр снова ставил «Юнону и Авось» и «Шута Балакирева» уже с новым актёрским составом.

Теперь «Ленком» остался и без многолетнего рулевого. И неправда, что незаменимых нет.

  • Опубликовано в №178 от 01.10.2019
Областная газета Свердловской области