Эльмира МУХТЕРЕМ – седьмой дирижёр Крымского театра за его 65-летнюю историю. Театр, в котором она уже 25 лет, был выбран сразу и окончательно, а вот дорога к дирижёрскому пульту шла зигзагами:
– Начинала артисткой хора. Через полгода как-то на репетиции дирижёр предлагает: «Распойте хор». А это 30 человек. Руки трясутся. Начинаю. И сработала «школа» консерватории. Всё получилось. В тот же день дирижёр: «Так, пишем заявление – будешь хормейстером».
Чуть погодя в театре ставил «Вестсайдскую историю» режиссёр Леонид Квинихидзе (фильмы «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка», «Мэри Поппинс, до свидания!»). А мюзикл Бернстайна – это джаз, переходящий в классику. Музыка насколько тяжёлая, настолько и интересная. И наоборот. Работаем с хором до седьмого пота… Через две репетиции Квинихидзе: нет, она – главный хормейстер. И где-то в публичном пространстве роняет фразу: «Эмоциональная. темпераментная, в работе – зверь». Следом – новое предложение, на главного дирижёра.
Это было 17 лет назад. Тогда я отказалась. Отказалась и 10 лет назад, от повторного предложения. Всё-таки это две «кухни». Да, всё – музыка. Но профессии, технологии разные. Решилось всё, когда уже директор театра буквально за руку привёл меня к оркестру: «Это ваш главный дирижёр».
Первый спектакль – «Ханума». Спустилась в оркестровую яму. Поставила руки. Первый аккорд. И как зазвучал оркестр – эта махина! Меня как током ударило… Когда репетиция закончилась – уже понимала: даже если я чего-то не знаю по оркестру – расшибусь, узнаю, выучу. «Зажглась» с первого аккорда: это моё!
Брала партитуры домой. Учу до четырёх-пяти часов утра, бегу на репетиции, показываю. Страха перед новой профессией уже никакого. Одно желание – постичь (позже окончила ещё и оперно-симфоническое отделение в Ростовской консерватории).
Кто думал, что настолько захлестнёт. Я в этом купаюсь. Если выходной, репетиций нет – заболеваю, чего-то не хватает. Начала детально изучать инструменты – флейту, кларнет, фагот… Музыканты ведь всё чувствуют, ловят каждое твоё движение – руки, пальца. Дирижёр не говорит, показывает. Если джазовое произведение – могу даже начать танцевать…
– Вы и коллеги рассказывали о трудных временах театра до возвращения Крыма в Россию. Не знали, что такое госзадание, не было современной аппаратуры…
– В год ставили две премьеры – сейчас шесть. Пошёл другой репертуар – мюзиклы (а прежде были только оперетты). В ноябре будет первая оперная премьера – «Травиата», и билетов уже нет… Да, здание одно, артисты те же, но словно два разных театра. С открытием границ и композиторы стали предлагать нам свои сочинения, первым был великолепный мелодист Ким Брейтбург. На гастроли мы привезли только из его сочинений – «Дубровский», «Леонардо», «Мост над рекой». Ушёл страх перед творческим риском, мы перестали бояться экспериментировать. Будем бояться – не будем расти.
– В дни обменных гастролей (вы – на сцене Свердловской музкомедии, она – в Крыму) много говорилось о взаимопомощи двух театров. Даже обмене нотами. А главный дирижёр нашей Музкомедии Борис Нодельман, по слухам, хотел вырваться сюда на ваши спектакли. Встретились за дирижёрским пультом мужчина и женщина?
– Да мы уже два года общаемся с Нодельманом! Друг друга не видели, только по телефону: «Борис Григорьевич, дорогой…». Он в ответ – с той же интонацией. Нотным материалом, действительно, обмениваемся. И никакой творческой ревности и зависти.
И вот – обменные гастроли. Они там – мы тут. В один из дней провожу репетицию, вдруг – голос сзади: «Товарищ маэстро, на ковёр!» Так обычно приглашают к начальству для выволочки. Поворачиваю голову – незнакомый мужчина. Но тут память начинает подсказывать: голос-то знакомый! А это Борис Григорьевич, отдирижировав в Севастополе три спектакля, вернулся на несколько дней в Екатеринбург специально. «Я же не мог, – говорит, – не посмотреть работу коллеги». Обнял меня. Оркестр аплодирует.
Он посмотрел четыре наших спектакля. Опять улетел в Крым. Но успел подсказать действительно много ценного: где «прибрать» трубы, где «приподнять» скрипачей. Это всё профессиональные советы, и они дорогого стоят. От России – Крыму.
– А правда, что «Мост над рекой» (уральцы видели этот спектакль) театр собирается представить на Крымском мосту?
– Есть такая идея. Когда Брейтбург предложил театру этот мюзикл, вроде ничего особенного в нём не было: 1950-е,сельская тема… Но там есть текст: «Соединим этот мост…». Случайная фраза оказалась актуальной! И так попала в сердца, что зрители плакали. А когда состоялось присоединение Крыма к России, возвращение домой, глава Республики Крым Сергей Аксёнов сказал: «Сыграем спектакль на Крымском мосту!» Вопрос решён…
Опубликовано в №170 от 19.09.2019