Постановка израильского балета стёрла границы между сценой и зрителем
17 июня 2013, 15:46
Танцоры почти не касаются друг друга, но при этом находятся в постоянном взаимодействии. Это одна из черт уникального языка танца, на котором «разговаривают» артисты «Батшевы». Автор фото неизвестен.
Израильский танцевальный коллектив «Батшева Данс Компани» многие критики признают самым неординарным балетом в мире. У екатеринбургских зрителей была возможность убедиться в этом в рамках Международного чеховского фестиваля на сцене Театра оперы и балета показали спектакль «Deca Dance» («Дека Данс»). Постановка хореографа Охада Наарина держала в напряжении до самого конца. Эффект неожиданности, эпатаж и контрастность вот, пожалуй, главные художественные приёмы этого балета.
Игра слов в названии вполне оправданна слитно слова читаются как «декаданс», что позволяет провести параллели с соответствующим течением в искусстве. Декаденты ратовали за субъективизм и индивидуализм, и Охад Наарин смог это передать постановка действительно отличается нестандартными подходами и оригинальностью.
Необычна уже и сама композиция «Дека Данс» это несколько номеров, сюжетно не связанных друг с другом, но передающих разные оттенки человеческих эмоций. Фрагменты спектакля сочетаются друг с другом исключительно на контрастах. Электронное переложение знаменитого «Болеро» Равеля соседствует с медитативной, вводящей в транс танцевальной вязью, которую плетут мужчины в широченных юбках-брюках. Один из излюбленных стилистических приёмов «Батшевы» повтор. Ярче всего он проявляется в первом фрагменте. Шестнадцать стульев, столько же одинаково одетых людей (независимо от половой принадлежности на всех чёрные костюмы и полосатое бельё). 15 человек двигаются как единый организм, повторяя одни и те же движения. Но последний слабое звено: в самом конце цикла он падает, отбивается от остальных. И долго поднимается, чтобы сделать всё то же самое и вновь оказаться на полу...
Подобный спектакль, состоящий из фрагментов, мог стать «лоскутным одеялом», однако отдельные отрывки складываются в цельную композицию. Здесь нет завязки, кульминации и развязки кульминация наступает несколько раз, причём в самые неожиданные моменты. Отсутствие единого сюжета не означает, что нет и содержания напротив, каждый элемент, каждая композиция наполнена самыми разными смыслами, которые рождаются из аллегорий и возникают где-то на интуитивном уровне. «Дека Данс» это история о взаимоотношениях между людьми, о мироощущении человека, об эмоциях и чувствах.
Музыкальная палитра спектакля разнообразна Вивальди сочетается с композициями «Бич Бойс», звучит и собственная музыка Наарина, а иногда участники балета танцуют и вовсе без музыки. Но артисты «Батшева Данс Компани» на языке пластики могут выразить всё так ярко и образно, что музыка словно рождается в голове... Для этого уникального стиля танца Охад Наарин даже придумал своё название гага. Его главная особенность движения рождаются сами по себе. Именно поэтому кажется, что балет создаётся здесь и сейчас, будто он стихийная импровизация, зависящая от реакции зала.
И публика, надо сказать, реагировала, несколько раз прерывая спектакль аплодисментами и вставая с мест. Но самым неожиданным стал момент, когда артисты вывели на сцену зрителей и включили их в действие. Это было необычно и только добавило и без того контрастному сюжету динамичности. «Дека Данс» стёр границы между залом и сценой. «Мне казалось, что время остановилось, и я нахожусь в центре действия, я его часть», прокомментировала одна из зрительниц постановку израильского балета.
Досье «ог»
«Батшева Данс Компани» старейшая в Израиле танцевальная компания. Она носит имя баронессы Батшевы де Ротшильд, которая в 1964 году вместе с выдающейся американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэхем (одна из основоположниц модерна как стиля танца) основала эту труппу. Коллектив даёт до 250 представлений в год как в Израиле, так и в других странах.
Охад Наарин занял пост руководителя в 1990 году.