Сказка екатеринбургской писательницы признана рукописью года
10 апреля 2013, 18:42
Елена Соловьёва: "Чертополоху приписывают способность магического воздействия на злых духов. Но ведь для детей книга – не только познание, но и возможность привести свой мир в порядок. А потому для самых любопытных в конце – советы..." Фото М. Козлачковой
«Цветник бабушки Корицы» только-только поступил в книжные магазины Екатеринбурга. Презентация ещё впереди. Меж тем книга Елены Соловьёвой уже получила Гран-при премии «Рукопись года», стала лауреатом конкурса «Новая детская книга». В последнем случае Елена, вообще, оказалась единственным финалистом. При этом сама формулировка номинации с большой претензией «Россия, ХХI век».
А как случайно (сказочно непредсказуемо!) всё начиналось. Один из рассказов Елены был напечатан когда-то в альманахе «Brand» Гринвичского университета. На рассказ обратила внимание владелица торговой марки «Хайнц» (кетчупы, соусы и т.д), которая спонсирует... международную литературную премию. Денежного эквивалента у премии нет, зато лауреаты (обычно четыре-пять человек) получают возможность поработать месяц в этаком шотландском Переделкино «доме творчества», в роли которого самый настоящий замок.
Интернета нет. За почтой раз в два дня ходили в соседнее село, рассказывает Елена. На весь замок один телефон: не набегаешься к нему. А вокруг абсолютная пастораль: горы, лошади, козы... Все условия к тому, чтобы, позабыв о суетности века, погрузиться в творчество. Но даже и с этим были свои препоны. Для работы я брала ноутбук. Но когда уезжала, Игорь Сахновский, уже получавший такую премию-грант, поведал: в старинном замке нет современных штепселей и розеток. Для подключения он презентовал мне на месяц переходник от своего ноутбука...
По вечерам они четверо (американец, две англичанки и Елена Соловьёва из России) собирались у камина. Не скрывают: случался и бокал шерри. От дневных трудов отдыхали за разговорами, в которых, между прочим, Елена узнала немало удивительного о собратьях-писателях. Точнее их представлениях о России. Екатеринбург они знают по Ельцину, факту убийства царя и Уралмашу. Познания в российской литературе, похоже, кончались у них Серебряным веком. Грустно, конечно. В ХХI-то столетии! Но плюс (и условие) этой некоммерческой премии от владелицы «Хайнц» как раз во взаимном познании литератур и литераторов мира. Впрочем, главным делом был всё же праведный дневной труд в одиночестве...
Задолго до своего сегодняшнего признания Елена Соловьёва общалась по переписке с известной Татьяной Толстой. Та почти что предупреждала: «Вы хороший автор. Но найти издателя очень сложно». Так и было. Два года книга Е.Соловьёвой ходила-мыкалась по издательствам. Они сразу отмечали текст («Да, будем печатать»), но то сливались-разъединялись, то придумывали под необычный роман-сказку книжную серию, то обложка не нравилась. В одно из таких «гуляний» по электронной почте рукопись по ошибке попала неизвестному читателю. Просто читателю, от которого не требовалось оценивать книгу, решать её судьбу. Но Елена неожиданно получила: «Сказка изменила мою жизнь. Это спасло меня от депрессии...».
В России взрослые дяди и тёти всерьёз озабочены сегодня качеством детской литературы. Барто, Кассиль, Маршак, Чуковский это здорово, но немыслимо рассчитывать только на них, если дети уже не знают ТЕХ реалий. Нужны современные темы. Жизнь, которая вокруг. «Цветник бабушки Корицы» по построению абсолютно сказочная традиция. Есть злая волшебница, пытающаяся захватить город. Есть фантазийные, воспринявшие человеческие способности герр Чертополох и пекинес Георгий, которые сообща со многими другими вступают в борьбу со злом. Но борьба обретает сегодняшние, понятные и узнаваемые формы. Не город завоевать, а сознание его жителей подчинить. И тут первый помощник реклама. Цитата из книги: «Котлы, зелья, траволечение, лапки жабы, пёрышки ворона. Вчерашний день. Сейчас появилось столько новых возможностей подчинить идиотов своей воле и заставить их делать то, что тебе нужно. Причём, заметьте, совсем не обязательно превращать тыкву в карету. Надо просто доходчиво объяснить, что тыква это карета. Теперь хорошему колдуну нужен вовсе не магический жезл, а доступ к рекламным ресурсам. Дудочка Крысолова на новый лад...».
Правда же, мудро, точно? И интригует. При этом, как ни изощрённы в сюжете технологии зла, как ни выразительны «страшилки», юный читатель остаётся всё же с ощущением, что живёт в мире, где добро побеждает. Да что юный читатель! Проверено на себе книга вселяет надежду: «Зло склонно к самоуничтожению» (тоже цитата).
Время действия в «Цветнике...» ноябрь. Грязно, серо, муторно. Априори хочется расцветить жизнь, хочется сказки. «Когда неожиданно, перед Новым годом, вспоминает Елена, пришло приглашение пожить и поработать в замке близ Эдинбурга, а на марке, наклеенной на конверт, был изображён чертополох национальный цветок Шотландии, я поняла это знак свыше. Эту сказку я должна написать». Написала. И всё в конечном счёте с книгой Елены Соловьёвой сложилось удачно. Сказочно. Но у знающего всю эту историю остаётся горькое послевкусие: что же в России-то пока ни один предприниматель не догадался предложить писателю-соотечественнику пожить вот так месяц на «творческой даче»? Чтобы прибавилось достойных книг в России ХХI века.
Чертополох ещё и эмблема рыцарского ордена Шотландии. Поэтому в иллюстрациях появился и рыцарь, и сам замок близ Эдинбурга. Художник Марина Ражева.