«Понимал: они красивы, но в них нет души»
10 июля 2017, 19:41
В Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ открылась выставка екатеринбургского фотографа Леонида ПЕТРОВА, обладателя «Бронзовой камеры» конкурса «The FEP European Professional Photographer of the Year». Леонид представил серию работ, посвящённых ювелирному и камнерезному искусству.
Фото: Леонид Петров
— Леонид, такая выставка — редкость для нашего города. Почему решили обратиться к столь необычному направлению фотоискусства?
— Когда я захотел получить Европейскую квалификацию, заинтересовался тем, что получить её сложнее всего в категории «Реклама». А в рекламе, в свою очередь, самым сложным для съёмки считаются ювелирные украшения. Поэтому я себе поставил цель: если научусь снимать ювелирные изделия, то смогу качественно снимать всё, что угодно. Первые мои работы были для каталога. Я понимал, что они красивы, но в них нет души. От снимка к снимку я стал совершенствоваться.
Даже если пройтись по выставке, можно увидеть, как я профессионально расту: можно легко определить какой снимок был сделан раньше. Даже сейчас, когда я смотрю на все свои фотографии, мне они уже в чем-то не нравятся: я вижу в них изъяны и знаю, чтобы я сейчас сделал по-другому. Как сказал мой учитель Игорь Сахаров: «Если вы через год смотрите на свою фотографию и она вам все ещё нравится - значит за год вы не выросли». Вот также и у меня.
— Есть изделие, которое особенно запомнилось в работе?
— Да. У меня есть фотография «Гений порока», которая также представлена на выставке, там изображён джокер. Когда снимал эту статуэтку, она просто меня очаровала. Чтобы понимали, что такое камнерезная пластика: каждый цвет в изделии, каждый фрагмент — это отдельный камень. Допустим, у джокера губы из одного материала, зубы из другого, да ещё и один зуб золотой. Это с условием, что вся фигурка не выше 30 сантиметров. Это сложная ювелирная работа, мастера годами трудились над ней. Вот такого джокера мне бы хотелось в коллекцию, но… стоит он 4 миллиона рублей, поэтому остаётся любоваться только фотографией (смеётся).
— Какой из ювелирных предметов снимать было сложнее всего?
— Ювелирные украшения — вообще интересное направление для съёмки, именно потому что очень сложное. Например, как сделать так, чтобы заиграли бриллианты? Это мало кто может. Люди обычно такой информацией не делятся. Я много экспериментировал и нашёл свой способ. И для ювелирных изделий у меня свой подход и свои методы, которые работают. А самая сложная, долгая и трудная съёмка — это композиция «Бесконечный узел счастья». Это была некоммерческая съёмка, я случайно увидел изделие у ювелиров. Красивое изделие с жемчугом, а жемчуг вообще очень сложно снимать, так как он отражает абсолютно всё. Захотел на этом изделии показать всё, что умею на данный момент. Мне дали его на пару недель, специально сняли с продажи. Причём стоимость его — больше пяти миллионов рублей…
На фото — самое дорогое изделие, с которым приходилось работать фотографу. Его стоимость около 14 млн рублей.
— Не волнуетесь, когда вам доверяют такие дорогие изделия?
— Честно, нет. Отношусь к ювелирным изделиям как к любому другому предмету. Я просто не думаю о том, что это изделие может стоить несколько миллионов рублей. Как, например, на одной из моих выставочных фотографий изображена лягушка из изумруда массой 203 карата. Но был случай при съёмке, когда одна из серёг с эмалью сорвалась с крепления и упала на пол, естественно, повредившись. Пришлось у заказчика комплект серёжек выкупить. Но это было относительно недорого. После этого особое внимание уделяю закрепке изделий, а вокруг всё обложено мягкими материалами.
— Вам присуждено звание Квалифицированного Европейского фотографа. Насколько это значимо, и не было ли желания работать за границей?
— В Европе это значит много. Там ты не можешь без этого работать, тебя выбирают в первую очередь по твоей квалификации. В России этот рынок сформирован неправильно, здесь известность фотографа важнее его профессиональных навыков и художественного взгляда. Для меня европейская квалификация важна, она поднимает самооценку и уровень ответственности: снимать хуже теперь я не имею права — схалтурить и что-то недоделать…
А почему работаю не за рубежом и даже не в Москве, где с рынком рекламных фотографий всё же получше, чем у нас на Урале? Дело в том, что мы с отцом создали фотостудию в 2009 году именно в Екатеринбурге, и так как я здесь живу, работаю тоже здесь. С некоторыми руководителями московских ювелирных компаний мы знакомы, но работать не получается, потому что нас разделяют две тысячи километров. Но и в Европу переезжать — это уже совсем другая жизнь, к ней я пока не готов.
— Вы неоднократно участвовали в конкурсе «Лучший Европейский фотограф», и вам удалось стать обладателем престижной награды «Бронзовая камера».
— Да, действительно, у меня за снимки, представленные на выставке, имеются европейские награды, также мне присвоили звание Квалифицированного Европейского фотографа. Мне удалось стать третьим в России, кто получил эту квалификацию в самой сложной категории «Реклама». К этому моменту в категории «Реклама» её имели только два ведущих фотографа в России. Для меня их уровень казался недосягаемым, и вдруг в какой-то момент я получил такую же квалификацию. Отмечу, что на тот момент мне было всего 26 лет. Я выступал в конкурсе не один год. Призовые места мне присуждали, например, за фотографию с окаменелым моллюском «Миллионы лет назад», за работу «Бесконечный узел счастья». И несколько снимков в совокупности и принесли мне награду «Бронзовая камера». Награждение проходило в Германии, в Кёльне.
- Опубликовано в №123 от 11.07.2017