Вообще, новая выставка в музее ЕМИИ напоминает экскурс в историю Японии. В основе системы жанров японской ксилографии лежало философское восприятие жизни как потока сменяющих друг друга событий, в непрерывном калейдоскопе которых человек должен уметь органично воспринимать каждое мгновение. Оттого на картинах, например, меняются времена года, появляются исторические сюжеты, воины (есть и знаменитая история про сорок семь ронинов), конечно же, театр, природа, города с их главными достопримечательностями.
К каждому листу хочется подойти, рассмотреть и попытаться понять. Художник в те времена никогда не создавал гравюру сам. В большинстве случаев это был заказ издателя специальных альбомов. Хоть автор у работы и указан один, но за созданием стояло обычно несколько человек: график, печатник, гравёр. Художник делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял несколько печатных форм. Оттого работы иногда получались разных оттенков и цветов.
Даже если вы никогда не интересовались японской гравюрой, то наверняка хотя бы раз видели работу Кацусика Хокусая«Большая волна в Канагаве». На переднем плане изображена огромная волна, нависшая над лодкой, на заднем плане главный символ Японии – гора Фудзияма. Действие происходит в префектуре Канагава. И вроде всё понятно: волна, которая вот-вот накроет лодку. Но только эту гравюру нужно читать справа налево, и оказывается, что люди хотят противостоять стихии.
Это одна из первых работ, которая в начале 90-х попала в коллекцию Олега Махалова. Уроженец Челябинска, на тот момент проживающий в Санкт-Петербурге, собирал искусство ещё с начала 1970-х годов. Японскими гравюрами увлёкся позднее, но зато основательно: часть листов в коллекции Махалова – едва ли не единственные экземпляры в России. Ради работы Хокусая ему пришлось продать свой автомобиль.
Но, исходя из концепции выставки, не одним Хокусаем славится японская гравюра. Наряду с «Большой волной» представлены листы малоизвестной и редкой для музейных и частных собраний серии Цукиоки Ёситоси «Сто видов луны», избранные гравюры Судзуки Харунобу, Китагавы Утамаро, Тосюсая Сяраку, Утагавы Хиросигэ и Утагавы Кунисады, а также их учеников и современников.
Всё это можно увидеть на новой выставке, медленно переходя от работ одного жанра к другому. К слову, есть и самый провокативный и редко экспонируемый жанр сюн-га – «весенняя картинка», или эротическая гравюра, к которой часто обращались мастера укиё-э (ценз для просмотра – 18+).
Выставка продлится до 4 августа 2019 года