– А дальше вы оказываетесь в Минске… Непредсказуемый поворот сюжета!
– …Последний экзамен. Рассуждаем, кто куда хочет поступать. А мне что рассуждать – я точно знал, что поступать буду в театральный. Вопрос – в какой? Знаете, я как сейчас помню этот справочник для поступающих в вузы в 1966 году. И там 13 страниц – творческие вузы! Я решил – вот на какой странице сейчас пальцем ткну, туда и еду. Ткнул, попал – «Белорусский государственный театрально-художественный институт, город Минск, проспект Ленина, 47».
Прихожу домой, говорю: еду в Минск. У матери истерика, отец-за ремень (смеётся). Но я на своём настоял, характер был… Родители переживали – как же я поеду, я ведь сроду нигде не был, кроме Свердловска с классом, да ещё раз в Куйбышеве (ныне – Самара), и то отстал от поезда и учительнице тоже пришлось остаться, чтобы меня искать: та ещё эпопея была… Нашли среди соседей знакомых, у который были в Минске родственники – чтобы на первые дни как-то приютили. А потом мне дали общежитие: и папа, и мама у меня были рабочими мотоциклетного завода.
– И родители не возражали, что вас потянуло в творческую профессию?
– Я ведь практику проходил на заводе, сборщиком. Мотал гайки. Но родители мне сами говорили – надо учиться! Да я и сам хотел. А вообще… знаете, перелом в моей жизни произошёл после того, как я посмотрел фильм «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским. Это было очень сильное эмоциональное потрясение, катарсис. Невозможно так сыграть! Раньше продавались во всех киосках «Союзпечати» открытки с актёрами, и я купил все со Смокутновским в роли Гамлета, у меня ими была увешана вся комната… Понимаете, что-то же произошло во мне, в моей душе? После этого решил – всё, буду артистом. И родители мой выбор приняли.
– Вы поступили на актёрский факультет, но закончили всё-таки режиссёрский.
– Да, поступил я с первого захода, причём ещё и на совершенно уникальный курс: его набирали два народных артиста Советского Союза, самые знаменитые актёры Белоруссии, звёзды Национального академического театра имени Янки Купалы (старейший театр Белоруссии. – Прим. авт.) – Борис Викторович Платонов и Глеб Павлович Глебов. На меня глянули: «Ну это ж вылитый Тёркин!». Но артист из меня не получился, да и голосовые данные не сильно крепкие… В институте мне порекомендовали перейти на режиссёрский, и я с огромным интересом так и сделал. Только потерял два года, потому что перешёл снова на первый курс… Но так как большинство предметов у меня были сданы, два года я балдел.. Ну как балдел – меня тут же избрали секретарём комитета комсомола института, потом председателем профкома… Видимо, эта организаторская жилка у меня была с самого начала. По уши был в работе. А что такое вуз – это ж 450 человек! И два факультета – художественный и театральный. Я тогда очень тесно общался с художниками. Конечно, меня это развивало, наполняло… Я был счастливый человек. Да, я не стал режиссёром, но я ни капли не жалею о том, что из меня в итоге вышло (смеётся).
– Помимо общественной работы, чем ещё студенчество запомнилось?
– Практикой. Она у нас была «созерцательной» – то есть мы просто должны были наблюдать, как работают мэтры. И я – представьте себе! – месяц сидел на репетициях на «Таганке» у Любимова. То есть видел, как рождается его «Гамлет». Испытать это – вы представляете? И ещё на практике работал в театре Сатиры, там ставили «Бронепоезд 14/69». Вот так я мотался между репетициями, и, конечно, очень многое почерпнул для себя в плане организации процесса.
– Кажется, что в Белоруссии всё складывалось хорошо. После армии вас взяли на работу обратно в институт. Но вы всё же вернулись домой…
– Да, вы правы – там всё сложилось очень хорошо, потом меня взяли на работу в ЦК комсомола Белоруссии, в студенческий отдел. А родители – в Ирбите… Каждый праздник я всё равно – к очагу. Как сейчас помню – 33 рубля, это до Свердловска. А отсюда ещё до Ирбита добраться надо. Каждый приезд – чемодан подарков. В Белоруссии всегда жили получше – ну достаточно сказать, что колбасы на прилавке лежало видов 17–20. Конечно, хотелось привезти что-то, порадовать родителей. Так и мотался. Не наездишься… И я попросился, чтобы меня перевели в Свердловский обком комсомола. Нашлось мне тут место, перевели в Свердловск – в отдел пропаганды и культурно-массовой работы. И я был счастлив.
– А дальше начался театр. Вы трижды переживали этот момент: впервые заходили в театр, который вам предстояло возглавить. ТЮЗ, Драма, Музкомедия…
– Да, мне осталось ещё куклы освоить и оперу – всё остальное в жизни было (смеётся)! Начиналось всё с ТЮЗа – тогда наш Театр юного зрителя имени Ленинского комсомола только-только получил премию имени комсомола. И вот – говорят, надо возглавить. Меня сделали самым молодым директором театра в Советском Союзе… В первый день я шёл, конечно, с дрожащими коленками. 26 лет – и такой большой театр, который гремит на всю страну! До меня там работали такие мэтры – Ирина Петрова, Юрий Жигульский… Это невероятная ответственность. Но как-то сразу люди меня приняли, мы были, что называется, на одной волне. Много ездили: по комсомольским стройкам, к морякам во Владивосток, в Забайкалье к пограничникам. Ни одно лето не сидели дома.
– В каждом у меня были знаковые спектакли. В ТЮЗе – «Наташа Ростова». В Театре драмы – «Поминальная молитва». Ну а в этом театре – «Екатерина Великая»…
Потом меня на год забрали в отдел культуры Свердловского обкома КПСС, и я имел счастье работать там с Борисом Николаевичем Ельциным. Потом возглавил управление культуры администрации Свердловской области, сейчас это бы называлось «министр культуры». Я там проработал без малого 11 лет – и это бесценный опыт: нет ведь в области места, куда бы я не доехал. Мы всё изъездили с Эдуардом Эргартовичем Росселем, в ту пору – председателем Свердловского облсовета. Многие вещи, которые мы придумывали, были прорывными – а быть родоначальником всегда интересно.
Затем была выборная кампания, во время которой я поддержал Алексея Леонидовича Страхова, он тогда был главой администрации области. Ну а как я мог его не поддерживать, мы столько проработали с ним в одной команде! Но к власти тогда вновь вернулся Россель, а меня забрали в Москву, возглавлять Управление региональной национальной и культурно-досуговой политики Минкульта. Всё у меня там складывалось нормально, но поработал я в столице совсем немного – приехала наш свердловский министр культуры Наталья Константиновна Ветрова и попросила меня принять наш Театр драмы. Я даже пол секунды не думал. Готов, говорю, завтра же. Я был очарован этим театром, всем сердцем его любил, хорошо знал коллектив. Да и снова судьба сложилась так, чтобы я вернулся домой, а значит – так нужно.
– В Драме вы задержались на три года, а затем, наконец, в вашей жизни появляется главный театр вашей жизни – Музкомедия. Вы к тому моменту – человек с огромным опытом, за плечами руководство двумя крупными театрами, работа на посту министра, потом федеральный Минкульт… С каким чувством шли сюда?
– Ну, прежде всего надо казать, что уходить из Драмы было непросто. Там сложился очень мощный коллектив, там работали величайшие актёры, у нас были прекрасные отношения… И мне тяжело, и им тяжело. И они вполне могли какую-нибудь авантюру совершить, чтобы не пустить меня. Но там моим замом работал Юрий Махлин. И коллектив его тоже очень уважал и ценил. И вот когда я сказал, что после меня остаётся он, все это приняли – мне было на кого оставить театр, поэтому мой уход получился относительно безболезненным. Я почувствовал: всё вяжется, всё складывается.
… А как пришёл сюда… Да, я помню этот день очень хорошо. Трясся весь, как никогда не трясся. Понимал – иду в коллектив, каких в стране больше нет. Меня звали «антикризисным менеджером» – тут вроде бы как назревал кризис. Не знаю. Для меня Музкомедия всегда была чем-то особенным, возвышенным – всё-таки семь-восемь народных артистов, 25 заслуженных – этого не бывает просто так. Владимир Акимович Курочкин этот театр собирал по крупицам, каждый актёр – бриллиант, Кирилл Савельевич Стрежнев продолжил пополнять актёрскую коллекцию, и к моему приходу здесь сложился отличный коллектив, где есть преемственность поколений, для многих Свердловская музкомедия – театр-бренд, и конечно, мне было страшновато. Меня представили Эдуард Эргартович и Наталья Константиновна. И – раздался шквал аплодисментов. Я почувствовал – значит, тут я тоже пригожусь. Буду полезен… И вот – идёт двадцать первый год, как я здесь.
– Получается, в этом году вы отмечаете 40 лет творческой деятельности, двадцать лет – как вы на посту директора Музкомедии, 70 лет – вам. Да ещё и в Год театра! Для вас важны такие круглые даты? Подводите ли итоги?
– Да, символично получилось… А чтобы подводить итоги, надо ставить точку. А я не планирую! Артистов из театра выносят вперёд ногами – это не зря ведь так говорят. Буду работать до последнего. Я счастливый человек – со мной контракт продлили ещё на пять лет – значит, верят мне, невзирая на возраст. Я ни одного прожитого дня не жалею.
Конечно, за эти двадцать лет можно было бы новое здание построить, у нас есть большая проблема с площадями. Но это минимум 4–5 миллиардов. Причём нам же надо, чтобы вот на этом самом месте – мы ведь привыкли быть в самом центре, чтобы нас видели из окна каждого проезжающего трамвая. Это очень важно – быть там, где сердце города. Кстати, Аркадий Михайлович Чернецкий и Борис Николаевич Ельцин рассматривали для нового здания место, где сейчас бизнес-центр «Высоцкий». Думали сделать там театр с выходом на зону Центральной гостиницы. Красиво бы получилось… Но – нет, наше место всё-таки здесь – оно счастливое.
– Несколько лет назад театр взял курс на так называемые серьёзные спектакли? Ведь вы сознательно ушли только от развлекательного жанра, а это большой риск…
– Я приверженец того, чтобы совсем не обязательно был битком набитый зал. Кто-то считает, что это здорово – карман у театра набит. Но если зритель с холодным носом вышел из зала – зачем это нужно? Если мы до него не достучались, а он вообще пришёл только за компанию… Поэтому я против коллективных походов в театр. Это пошло ещё с ТЮЗа. Если к нам приходили классом, мы продавали билеты так, чтобы они сидели на разных местах – в этом ряду три места, в этом ряду два и так далее. Потому что человек, пришедший в театр, должен сопереживать тому, что происходит на сцене, а когда ему важнее косичка соседки или смартфоны – сегодняшняя беда – это совсем другая история. И речь не только о молодом поколении. Когда мы проводили онлайн-обсуждение спектакля «Бернарда Альба», одна женщина из зала встала и говорит: «Зачем вы нам это показываете? Зачем эта повешенная актриса?». Режиссёр её спрашивает: «Вы читали произведение?» А она ему – «Зачем? Я пришла смотреть». Понимаете, неважно, сколько человек сидит в зале. «Белая гвардия», «Анри», «Яма», «Казанова» – пусть на эти постановки придут только те, кто действительно хочет этот материал послушать и разделить его с нами. Это дороже во сто крат.
– Часто как зритель пересматриваете спектакли вашего театра?
– Я не пропустил ни одного спектакля «Екатерина Великая» – кроме дней, когда был в командировке. Он мне безумно дорог. Тем более что режиссёр Нина Чусова работает в Москве, и я как продюсер этого спектакля стараюсь следить, чтобы всё задуманное выполнялось. Я знаю каждую интонацию, каждую мизансцену буквально до сантиметра. И если что-то не так, назавтра будет разбор полётов (смеётся).
– Сегодня даже на государственном уровне идут дискуссии о разделении функций директора и художественного руководителя театра. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
– Все 40 лет придерживаюсь одной позиции – я против и директорского, и режиссёрского театров. Я – за художественного лидера. Не будь у нас Кирилла Стрежнева, я бы не смог работать в этом театре. Мы с ним можем разговаривать на полутонах, полунамёках – и понимаем друг друга. Перед тем как взять какое-то произведение, знаете. как мы это промнём? Так, что с этого материала, да и с нас пот капает!
Просто каждый должен заниматься своим делом, а то получится как в басне про лебедя, рака и щуку. И если художественный лидер несёт полную ответственность за выход на сцену, у него не должно быть больше никаких проблем. Директор в театре существует для того, чтобы создать необходимую атмосферу творческим людям. Конструкции не так сварили, тканей нет, цеха не работают… Моя задача – снять с худрука все эти вопросы. Но и директор-режиссёр – это неправильно. Ему не с кем будет договариваться, а значит, обязательно будут ошибки.
– Насколько глубоко вы погружаетесь в процесс? Ходите сами в цеха, общаетесь ли с людьми? Или ваша задача отладить работу так, чтобы уже не приходилось подключаться?
– Вопрос хороший. Надо посчитать за счастье, если процесс идёт. Я очень рад тому, что в этом кабинете можно выяснить всё. Если мне говорят, что артисты не хотят у кого-то гримироваться или кто-то из гримёров наплевательски к причёскам относится – иду, выясняю. Но в основном команда такая, что если кто-то что-то приносит, стараюсь в этом кабинете ментально разрулить. Чтобы больше не было этой ситуации. Театр – это как одуванчик: один шёл, дунул – пол-одуванчика нет, а одуванчик-то хороший был… Я всегда говорю: в театре надо бояться гегемона, а это артист. Надо создавать такие условия, чтобы гегемон всегда был доволен. Если рабочий класс недоволен, то что? Революции.
– Тем более что любая творческая среда – это интриги…
– Я счастливый человек. Ни в одном из этих трёх театров я не испытывал больших проблем. Хотя, к примеру, в Драме даже была забастовка, когда на месяц задерживали зарплату. Но это были времена, когда людям по полгода не платили! Один актёр закрылся в гримёрке и устроил забастовку. Но это исключение из правила. За мои 40 лет что-то подобное было лишь два-три раза.
– С чем чаще всего приходят к вам в кабинет?
– Мало денег. Это не секрет – нормальные люди в театре не работают. Вы меня извините, но любой гримёр сегодня в салоне красоты будет в два-три раза больше получать. Но она любит это дело. В театре она не марионеток обслуживает, которые приходят ногти по полметра точить и приклеивать, а создаёт образ! В театре вообще работают сумасшедшие люди. Взять машинистов сцены. Они лопатят такое количество металла! И получают свои 40 тысяч рублей – на заводе, скорее всего, за работу полегче они будут получать больше. А в театре ещё и режим – не режим: спектакль нужно разобрать-поставить, а наутро ещё проверить – каждый болтик закрутить.
Про актёров меня всё время спрашивают – почему они стремятся заработать лишнюю копейку на стороне? Потому что не хватает, и эти 5–7 тысяч, которые они заработают на телевидении или где-то ещё, лишними точно не будут. Например, актриса Римма Антонова – когда шла по проспекту, каждый второй оглядывался – идёт артистка! Самосознание было такое – ты должна себя нести, ведь на тебя смотрят люди, которые завтра, возможно, придут в театр. Штиль у них такой высокий – во многих актёрах, не хочу сказать во всех. Это тоже очень важно.
– ВЦИОМ в недавнем опросе ко Дню театра приводит цифру – каждый пятый россиянин никогда не был в театре. А Владимир Машков в передаче у Познера и вовсе заявил, что сейчас лишь один процент от нашего населения ходит в театр. Всего один! Так есть ли будущее у театра? Если да, то какое оно?
– Я не верю в эту цифру. Наш театр зарабатывает 80–90 миллионов в год, хотя тратим, конечно, больше. Кто бы что ни говорил, театр никогда не погибнет, это искусство – вечно. Так же как не исчезнет и оперетта: пока что есть те, кто её безумно любит. Знаете сколько жалоб к нам приходит, если в году мы не ставим хотя бы один такой спектакль?Да и композиторского фонда хватит и на нашу, и на вашу жизнь.
– Михаил Вячеславович, не можем не спросить, где находится любимое ваше место в театре и где его сердце?
– Вообще нет такого места в театре, где бы я не был, но сердце – это, конечно, сцена. Если же говорить о том, где я получаю истинное удовольствие – это 14-й ряд, центр. Мы привыкли, что для самых важных гостей оставляют нулевой ряд, но именно на последнем ты видишь картинку во всей красе, да и акустика замечательная – порой даже подумаешь, неужели это в нашем зале, неужели это наш оркестр? Ну и физически не получается весь спектакль смотреть, поэтому я очень люблю зайти в левую дверь и постоять и посмотреть с последнего ряда, как идёт спектакль.
– В интервью вы часто называете театр кафедрой жизни. А какой вам главный урок преподал театр?
– Театр мне подарил самое важное – понимание того, что если этот аппарат болит (Михаил Вячеславович показывает на сердце), значит, ты общаешься с настоящим искусством. Когда смотришь кино, ты понимаешь, что все страдания уже позади, и ты ничем не можешь помочь. В спектакле не так. В театре от того, как ты дышишь, как ты аплодируешь, какую атмосферу в зале создаёшь, зависит, какая отдача будет от артистов. Театр научил меня сопереживать. И я такой восторженный ухожу после спектакля, если моё сердце болит!
Михаил САФРОНОВ
Родился 10 апреля 1949 года в Ирбите
Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт по специальности «Режиссёр театра» (Минск, 1972); Высшую школу деятелей сценического искусства по специальности «Менеджер театра высшей квалификации» (РАТИ, Москва, 1999).
1975–1979 – зам. заведующего отдела пропаганды и культурно-массовой работы обкома ВЛКСМ Свердловска
1979–1984 – директор Театра юного зрителя (г. Свердловск)
1984–1985 – инструктор отдела культуры Свердловского обкома КПСС
1985–1996 – начальник Управления культуры администрации Свердловской области
1996 – начальник Управления региональной национальной и культурно-досуговой политики Минкульта РФ
1996–1999 – директор Свердловского академического театра драмы
С 1999 – директор Свердловского академического театра музыкальной комедии
Юбилейная медаль «100-летие со дня рождения В.И. Ленина»
Почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1994)
Орден Почёта (2008)
Почётный гражданин города Ирбит (2017)
Почётный гражданин Свердловской области (2018)
Секретарь Союза театральных деятелей РФ (с 2001 года по настоящее время)
Президент общественной организации «Ассоциация театров Урала» (с момента основания в 2002 году)
На протяжении многих лет – заместитель председателя, а ныне председатель Свердловского отделения Союза театральных деятелей РФ.
Дата основания: 8 июля 1933 года. В 1933 году быстрыми темпами развивался завод «Уралмаш», и для организации яркой культурной жизни нужен был театр – музыкальный. Директором был назначен молодой артист драмтеатра Леонид Луккер. Сотрудничать с новым театром согласились именитые ленинградские специалисты. Солисты были приглашены из Ленинградской музкомедии. Также к работе был привлечён целый выпуск Московского хореографического училища. Основу труппы составил передвижной коллектив оперетты Театр западной области, выступавший в то время в Полтаве.
Первый спектакль: оперетта Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари». Премьера состоялась на сцене Свердловского театра драмы.
В 1935 году театр въехал в здание бывшего Коммерческого собрания. 1962 год – полная реконструкция, театр обрёл существующий облик. В 2012 году в бывшем зале «Совкино» открылась Новая сцена.
Главные режиссёры театра: Георгий Кугушев (1935—1937, 1943—1961), Владимир Курочкин (1963—1986) и Кирилл Стрежнев (с 1986).
1997 год. «Девичий переполох» («Лучшая работа художника» – И. Нежный, Т. Тулубьева);
2002 год. Данс-спектакль «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова» «Голос» («Лучший спектакль»);
2005 год. Данс-спектакль «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова» «Тряпичный угол» («Лучший спектакль»);
2006 год. «Ночь открытых дверей» («Лучшая мужская роль» – В. Смолин, «Лучший спектакль»);
2007 год. «Figaro» («Лучшая роль второго плана» – Е. Костюкова, «Лучший спектакль»);
2008 год. «www.силиконовая дура.net» («Лучшая работа режиссёра» – К. Стрежнев, «Лучшая работа дирижёра» – Б. Нодельман);
2009 год. «Екатерина Великая» («Лучшая женская роль» – М. Виненкова, «Лучшая работа художника по костюмам» – П. Каплевич);данс-спектакль «Эксцентрик-балета С. Смирнова» «Глиняный ветер» («Лучший спектакль», «Лучшая работа хореографа» – С. Смирнов);
2011 год. «Мёртвые души» («Лучшая работа режиссёра» – К. Стрежнев, «Лучшая работа дирижёра» – Б. Нодельман, «Лучшая работа композитора» – А. Пантыкин, «Лучший спектакль»).
2017 год. «Микадо, или Город Титипу» («Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле» – А. Ермолаева).