«Театр нельзя построить как небоскрёб»
Открылся форум пленарным заседанием, посвящённым театру. С того момента как в стране официально объявили открытие Года театра, прошло уже два месяца – к сожалению, этого времени оказалось достаточно, чтобы на «Культуралике» был вынесен однозначный вердикт: «Страна к этому Году оказалась не готова». О чём речь? В первую очередь о финансовой поддержке. От Года театра ждали решения проблемы, связанной с объективностью финансирования учреждений. Ждали этого и от последней встречи Валентины Матвиенко с театральными деятелями. Но не случилось. Вот и на форуме ещё раз проговорили, что сегодня невозможно определить, кто должен проводить экспертную оценку и решать, какой театр или спектакль достоин государственной поддержки.
– Нет в культуре ничего страшнее вкусовщины, – уверен директор Свердловского театра музыкальной комедии Михаил Сафронов. – Вы говорите об экспертной оценке, – (обращаясь к Боякову). – Но кто её может дать? Никакой закон о культуре не определит такой границы.
Продолжила дискуссию Татьяна Ярошевская, начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга.
– То, что денег всегда мало – ошибочное утверждение. Я вам официально заявляю – денег много, – взбудоражила общественность Татьяна Львовна. – Но нет определённых правил игры, а отсюда – на культуру остаточный принцип финансирования. Вот и получается размазывание «бюджетной манной каши» по тарелке…
Также речь зашла и о смене поколений в театре. О новой аудитории и переменах в руководстве: мэтры уходят, но вместо себя не оставляют достойных продолжателей – тех, кто готов взять на себя ответственность, кто бы прекрасно знал театр.
– Театр нельзя построить как небоскрёб, театр случается тогда, когда в нём воспитываются многие поколения людей, – уверен Эдуард Бояков. – К примеру, сегодняшняя ситуация в Екатеринбурге возможна благодаря Александру Тителю, который 30 лет назад начал создавать феномен Екатеринбургского оперного театра.
Культурная среда и конкуренция «трёх этажей»
Второй день форума был посвящён культурной среде Екатеринбурга. Год назад у участников «Культуралики» появилась инициатива создать большой доклад о культурной ситуации в городе. Так появился проект «Екатеринбургский пульс», в котором эксперты проанализировали наш город в самых разных сферах. Мы немного рассказывали вам об этом докладе. Теперь он появился в публичном пространстве, а на «Культуралике» жителей области в очередной раз призвали его прочитать и принять участие в обсуждении.
Один из основных тезисов доклада: городу и области мешает развиваться так называемый конфликт «трёх этажей» – поскольку сегодня все учреждения культуры делятся на федеральные, областные и муниципальные. Да, в плане борьбы за зрителя они в равных условиях, а вот возможности к существованию у них совершенно разные: федеральные институции на 95% финансируются государством, областные – на 70–75%, муниципальные же всего на 45–55%.
– Человек, который принимает решение, куда ему пойти сегодня вечером – в театр или филармонию, не думает о том, областная она или муниципальная, – поясняет Бояков. – Также идут на автора, на солиста. Это и есть культурная среда. И нам пора перестать думать о культурной среде только как о наборе учреждений, ведь это, по сути, и парки, и библиотеки, и рестораны, и клубы, и даже детские комнаты в торговых центрах.
Что касается, искусства для детей, то этой теме спикеры «Культуралики» уделили особое внимание. Более того, они уверены, что у нас мощная система детского профессионального искусства, а также детского эстетического образования, и этими подходами стоило бы поделиться с другими регионами.
– Искусству для детей в Екатеринбурге уделяется очень много внимания, – говорит эксперт Мария Кубланова. – К примеру, есть уникальный театр, где выступают только дети, но на абсолютно профессиональном уровне – это театр балета «Щелкунчик». В городе очень яркий событийный ряд, но при этом остаётся некая закрытость.
– Хочу добавить, что вы обладаете сокровищем, но пока сами до конца этого не осмыслили, – уточняет Эдуард Бояков. – Поэтому ваша система детского искусства и эстетического образования ещё не является брендом, а это надо использовать.
Кроме того, на «Культуралике» объявили о создании Академии для подготовки сотрудников музеев, обучение в которой будет осуществляться бесплатно. Уже 11 февраля состоится подписание соответствующего соглашения Екатеринбургского музея изобразительных искусств с большим кругом музеев города.